Юлия Ефимова: «Все иностранцы говорили, что скучают по нам»
Поговорили с лучшей пловчихой России последних 20 лет.

Думаю, если сейчас рандомным прохожим на улице начать говорить про российское плавание, то первая, кого они назовут, будет Юлия Ефимова. Девушка, которая последние 20 лет является олицетворением этого вида спорта у нас в России.
Ефимова — это явление современного плавания: красота, грация, сила и знаменитая розовая шапочка. В истории знаменитые заплывы против литовки Руте Мейлутите и великое «Ефимова-а-а!» от Губерниева. Шесть побед на чемпионатах мира и три медали Олимпиад. В общем, величия человек.
«Вечерняя Казань» поговорила с Юлей. Звонок застал шестикратную чемпионку мира по дороге в Таганрог. Дальше откровенный разговор о планах, Багамских Островах и отношении иностранцев.
- Накануне в вашем телеграм-канале увидел новость о том, что приболели. Как сейчас здоровье? Увидим ли мы вас через три недели в Казани на чемпионате России?
- Здоровье получше. Уже второй день поплавала. Конечно, я все равно поеду в Казань. Сейчас пытаюсь себя настроить, что небольшая болезнь — это отдых, который только на пользу.
- Где проводите подготовку к чемпионату России? Я так понимаю, это Волгодонск Ростовской области?
- Да, Ростовская область, но в данный момент я как раз еду в Таганрог. Должна была быть там неделю назад, после чемпионата в Москве, потому что там 50-метровый открытый бассейн, всё как я люблю, но, к сожалению, из-за того что приболела, пришлось задержаться дома, и сейчас мы только едем туда.
- Расскажите, возможно, кто вообще не знает ничего о вашем городе, чем он славен, почему там стоит побывать и какие-то, может, знаменательные места есть?
- Честно сказать, в самом городе, кроме атомной станции, ничего нет. Даже нормальных дорог не могут сделать и стоков. Я его люблю, потому что я там выросла, для меня это дом. Там очень красивая природа. Донская природа, Дон. Цимлянское водохранилище тоже рядом, почти как море смотрится. То есть очень много рек, и это очень красиво. А в самом городе, честно сказать, особо делать нечего, к сожалению.
Ефимова в роли блогера
- Мы привыкли смотреть ваши истории в запрещенной социальной сети. А тут увидели, что у вас появился ещё и телеграм-канал. Почему решили его завести?
- Я давно уже об этом думала, и меня все подталкивали его завести. Сначала даже другой завела, но переделала. Раньше всё не доходили руки до этого. Во-вторых, мне кажется, его попроще вести. С запрещенной социальной сетью сейчас очень тяжело, а с телеграмом… Достаточно просто вести — что-то между твиттером и снэпчатом.
В принципе, когда у меня что-то происходит, я общаюсь со своими друзьями, например, такими короткими видео в вотсапе и телеграме. И в очередной раз, когда со мной какая-то смешная история произошла, я это снимала, мне еще мои друзья написали: «Юль, ты должна вести телеграм-канал, чтобы люди видели твою реальную жизнь, ведь она всегда с какими-то приключениями, всегда смешное что-то случается». То я падаю, колесо ломается или еще что-то. В итоге я взялась за это и сделала. На самом деле, его намного проще вести. Не надо долго думать, какие-то красивые посты писать. Записал мысль, высказался, и все. Писать я не очень люблю (смеётся).
- Не могу не спросить о грядущем чемпионате России в Казани. Сильно ли повлияла ваша болезнь на подготовку к турниру?
- Пока ещё рано об этом судить, повлияла или не повлияла. Конечно, это не очень хорошо, но такое случается, у всех такое бывает, буду стараться, а там посмотрим.

- В декабре 2024 года в интервью нам Софья Дьякова после ЧМ в Будапеште рассказывала, что вы были главным заводилой и наставником — собрать команду, поболеть за своих на трибунах. Как оцените этот аспект?
- Я очень люблю болеть за команду. У меня, к сожалению, до этого было мало таких моментов. Обычно я все время плыла, а тут у меня выпал шанс поболеть. Это эмоции. Почему я хожу на хоккей, на футбол — это же сумасшедшие эмоции. Мне нравится спорт, я его люблю. И тем более плавание. И тем более когда чемпионат мира, твоя команда плывёт. Это грех не поболеть. Конечно, есть опыт.
Жалко, что в Будапеште нельзя было сильно кричать. У нас, естественно, есть частушки, есть опыт боления. А для многих ребят это первый большой международный турнир. Для меня это как норма вещей, старались, поддерживали. Конечно, не скажу, что я прям хороший наставник, есть люди, которые получше меня справляются (смеётся).
- Разговаривали с Ралиной Гилязовой — пловчихой из Набережных Челнов, которая на одном из стартов оказалась на строчку выше вас. И вот она рассказывала, что после того старта вы признались, что были не до конца готовы. Всегда ли так просто воспринимаете неудачу или обычно это глубинные копания?
- Да нет. Чаще всего уже знаешь, почему это происходит. Особенно в последнее время. Я давным-давно не занимаюсь угрызениями совести. В один момент не хватает удачи, иногда не хватает компонентов: где-то приболел, где-то не подготовился, где-то что-то пошло не так — перелеты, не выспалась. Если у тебя все сложится как надо, тогда будет хорошо.
У меня куча званий, и возраст у меня такой — я могу закончить карьеру и заниматься другими вещами, но мне очень нравится плавать. Нравится спорт, я люблю то, что делаю. Я не ставлю себе супербольшие цели.
Даже вторая-третья в России — это уже очень хорошо. Кого вы знаете, например, в стране в моем возрасте, кто продолжает плавать? Если раньше я ставила максимальные задачи по времени и медалям, то сейчас у меня как будто всё обновилось и всё заново. Теперь мне интересно, насколько мне мой возраст позволит тренироваться, какой результат показать. Это уже совершенно другие эмоции. Конечно, бываю иногда расстроена, но, опять-таки, надо понимать, что и как делаешь. Корю себя, но не сильно (смеётся).
Отбор в Париж — большая авантюра
- Как раз про конкуренцию хотел спросить. Евгения Чикунова, Ралина Гилязова за вами подросли. Это хорошо или плохо именно для брасса, что за вами есть те, кто готов покорять вершины дальше?
- Конечно хорошо, но я считаю, что это все равно очень мало. Хотелось бы еще больше людей, потому что у нас есть только один-два топовых человека в России, ну, может, чуть больше на каждой дистанции. А все остальные очень сильно отстают. И хотелось бы, чтобы все были топовыми и на одной высоте. Из-за этого результат всегда намного быстрее. И смотреть это более зрелищно, красочно. Поэтому я за конкуренцию вообще всеми руками и ногами. Чем больше, тем лучше. Чем быстрее, тем лучше.
- Юлия Ефимова на чемпионате России примкнет к этой конкуренции?
- Конечно, примкнет. Я буду где-нибудь рядышком. Я всегда выхожу и стараюсь показать все, что могу на данный момент.
- Очень многие люди в нашей стране следили за вашим отбором на Олимпиаду в Париж на чемпионате Багамских Островов. Расскажите, какие эмоции были, что происходило? Как себя настраивали на этот старт?
- Я узнала, что буду отбираться, за полтора дня до этого заплыва. Мне нужно было лететь на другой конец света. У меня не было времени. Я, в принципе, даже предполагала, что так и произойдет. Точнее, я была уверена в этом на 99 процентов. За три недели, когда мне сказали, что я не могу поехать в Италию на соревнования, мы полностью оставили тренировки, я была под нагрузкой — и в зале, и на воде. Мы поехали в Москву выступать, буквально там же я переписываюсь и говорю тренеру: «Меня записали на отборочные соревнования и предложили поехать туда». А чтобы успеть на них, мне говорят, сегодня вечером надо улетать.
Естественно, у меня не было времени. Но этот один процент, который существует, он всё равно оставляет надежду. Это было такое приключение, авантюра! Мне кажется, ни один спортсмен в мире до такого бы не додумался. Или не пошел бы на такие риски. А у меня, наверное, нутро авантюристки.
Было классно, потому что это были первые международные соревнования за долгое время. Это было очень ярко, и это мандраж, когда ты понимаешь, что ты летишь на другой конец света, на какой-то остров, где вообще не пойми что, и пытаешься добраться на Олимпиаду, и у меня вообще было все как в тумане, во сне. Без тренера, без команды, они там все на чиле, на расслабоне. Они мне говорят: «Да не волнуйся». У них на турнире нет ни предварительных, ни полуфиналов. Просто плывёшь раз — и все. Отобрался — отобрался. В этом плане было тяжело. Плюс еще погодные условия «веселили». Но это очень хороший опыт, которого у меня еще не было в жизни, я его получила, и это бесценно.
Про отношение к российским атлетам
- Про чемпионат мира в Будапеште. Вспомните, кто сказал, что всё — едем на чемпионат мира?
- Я готовилась к чемпионату России, и больше никаких соревнований не предстояло. Это был очень спокойный подход. Мне позвонили знакомые ребята, предложили провести мастер-класс на Кипре. Я сначала думала, надо готовиться к чемпионату России. Они говорят — мы сделаем бассейн, тренировочный процесс не будет нарушен.
Я, недолго думая, согласилась. Почему бы и не съездить и подзаработать. И при этом в тепло попасть. Думаю, ну ладно, поеду. И там тоже: то бассейн не работал, то в океане поплаваю, то с ребятами мастер-класс проведу. В общем, как-то все спонтанно, потом прилетела и еще на свадьбу к подружке поехала.
На чемпионат России у меня никакой мотивации особой не было. Я максимально много тренировалась, но очень много разъезжала. Я ещё на хоккей собралась. И нам в первый день чемпионата России говорят, что это будет отбор на чемпионат мира. И тут я была полностью не готова. Естественно, если бы я знала за месяц-полтора, я бы никуда не поехала, я бы осталась дома, где-нибудь на сборы поехала и тренировалась.

Я жила своей жизнью спокойненько. И тут получается, что едем на чемпионат мира. В итоге все равно получилось классно, получилось отобраться и я съездила на замечательное соревнование, где наша команда выступила невероятно.
- Шесть золотых, четыре серебряных — итог для нашей сборной того чемпионата мира. Мирон Лифинцев — пятикратный чемпион мира. Как это было там внутри? Как воспринималась каждая золотая и серебряная медали?
- У меня даже сейчас мурашки по телу идут. У нас в начале соревнований были очень сильные запреты — нам запрещали и болеть, и хлопать, и спускаться куда-то. Но всё постепенно таяло, и по ходу чемпионата нам уже потихоньку многое разрешали: ладно, вы можете хлопать, ладно, вы можете болеть, но только не выкрикивайте название вашей страны громко. Потом нам разрешали уже и спускаться к ребятам вниз, поздравлять, и на камерах показывали везде. Всё это прям таяло, таяло и таяло. Вся команда радовалась, все выходили болеть. И внутри, и снаружи было классно, думаю, каждый это заметил по телевизору.
- Смотрю на федерации водных видов спорта — плавание, прыжки в воду, синхронное плавание, и спортсмены оттуда получили нейтральный статус и, видимо, поедут в Сингапур. При этом, общаясь с той же федерацией настольного тенниса, они ссылаются на суперплохие условия. Расскажите, что там за правила такие и было ли там что-то действительно жесткое?
- Ничего такого не было. Единственное, если нейтральный атлет, ты вначале подписываешь документы, для всех они примерно одинаковые — без флага, без гимна. Мы не можем носить никакие цвета нашего флага. По отдельности можно, но нельзя, чтобы было как минимум двойное сочетание. То есть белый-синий нельзя, красный-синий нельзя, красно-белый тоже нельзя. Белый можно, но мы выходили в черном.
Девочки, которые были на Паралимпиаде, рассказывали, что им пришлось закрашивать плавательные очки, потому что они отсвечивали синим, им просто запретили. В Будапеште, например, такого уже не было. Все костюмы, очки, шапочки, в которых мы будем плыть, скидывали для подтверждения. И они сначала говорили — в этих нельзя, в этих, где больше двух цветов, надо подумать. В конце концов практически во всём можно было.
Изначально нельзя было болеть за своих на трибуне, но, опять-таки, потом разрешили. Нам нельзя было интервью давать. Но для меня это показалось вообще шикарным, потому что вместо того чтобы идти через весь пресс-центр и тратить там минут 20, ты просто выходил к своей команде. Мы не тратили силы еще на этот проход, обход, интервью и все остальное. Для меня это было шикарно. Мне это понравилось. Я бы такое практиковала без проблем.
А еще нам нельзя было выкладывать, что мы на чемпионате мира. Например, я не могла сделать пост: «Смотрите, болейте за меня, я на чемпионате мира, я в бассейне». Но при этом я могла спокойно выкладывать себя, собаку, прогулку по городу, архитектуру Будапешта.
Практически все были рады нас видеть, и все говорили, что они очень по нам скучали, куча слов поддержки. Лично мне это говорили американцы, канадцы, ребята из Южной Америки.
Я многих ребят не знала, когда ещё плавала на международных турнирах. Очень многие подходили и выражали слова поддержки, не было такого, что «вы не имеете права тут быть» или какие-то там нападки, или еще что-то. Всё было очень дружелюбно.
Губерниев — лучший комментатор
- Большие мировые турниры для нашего плавания неразрывно связаны с комментариями Дмитрия Губерниева. Где он, там всегда яркие цитаты. Как относитесь к его громким словам, которые в то же время привлекают внимание к виду спорта?
- Считаю, что Дмитрий Губерниев — самый лучший комментатор, по крайней мере плавания точно. У нас есть самая любимая его цитата, когда он кричит: «Ефимова-а-а!» Каждый раз это прям заводит еще больше как будто. И так нервы на пределе. Мне очень нравится. Думаю, он прекрасно знает, что он делает. Иногда даже, думаю, специально это делает. Но это все работает в плюс, это повышает интерес. Это просто мнение, с которым можно спорить, с которым можно соглашаться, не соглашаться. Но тем не менее это все работает в плюс спорту.

- В сборной Татарстана по лыжным гонкам есть Вероника Степанова — противоречивая фигура, которая любит и поскандалить, и поспорить, и свое мнение высказать, которое во множестве случаев идет вразрез с мнением всего общества. Не хотелось ли вам когда-то делать так же?
- Немножко не понимаю, ну если человеку нравится скандалить и идти наперекор, то, значит, ему это нравится. Она поэтому этим и занимается. Человек, которому это не нравится, это не будет делать. Высказать просто свое мнение можно, я часто рассказываю свое мнение, и это тоже достаточно часто попадает в скандальные новости. Но просто так специально скандалить, просто чтобы быть в топе, мне это не надо, мне это хватает. Хочешь не хочешь, они как-то сами в тебя доходят. Поэтому специально нет. Кто-то хочет развиваться как спортсмен, как тренер, я не знаю, а кто-то как поп-дива. Это дело каждого человека, у меня таких приоритетов нет.
- Вы про своего четвероногого друга Джаспера расскажите, как он поживает, как дела у него?
- У него дела лучше всех, он почти всегда со мной. Единственное, в Казань в этот раз мы решили его не брать, потому что очень тяжело. С утра надо просыпаться на час раньше, выгуливать его, потом искать няню, чтобы он с кем-то оставался. И потом вечером еще либо мне, либо тренеру гулять, и это достаточно тяжело. Я просто была с ним в прошлом году, и сейчас, в принципе, он со мной везде, и на соревнованиях в том числе, но в этом году решили оставить, потому что решили, что так будет немножко полегче, ну всего на недельку.

- Как долго планирует выступать на высоком уровне Юлия Ефимова?
- Надо добраться до этого высокого уровня сначала.
- На Сингапур настроены?
- До болезни очень хорошо была настроена. А сейчас, куда деваться? Конечно, все равно буду стараться по максимуму.
Олимпиада в Лос-Анджелесе будет невероятной
- Я думаю, все равно когда-то настанет то время, когда придется завершить с плаванием. Есть ли какие-то уже сейчас представления, кем бы хотели быть?
- Тревел-блогером. Телеграм-канал уже завела (смеется).
- Помнится, после Олимпиады вы говорили, что, возможно, еще подумаете насчет Лос-Анджелеса 2028 года. Как сейчас?
- Я знаю, что это будет одна из самых офигенных Олимпиад, потому что это Лос-Анджелес, Америка, они, естественно, могут делать шоу. Если даже брать плавание, просто чемпионат Америки на уровне чемпионата мира проводится: по количеству народа, по зрелищности, если даже не лучше. Это только чемпионат Америки.

Я даже не представляю, что они сделают там на Олимпийских играх. Явно будет красочно, по-любому они придумают какие-то супер-супер-штучки и в дизайне, объектах, шоу. Я очень много времени там проводила и тренировалась. Для меня это как мой второй дом.
Мне очень хотелось и было бы интересно, но еще очень долго ждать. Пока я даже не набрала тот уровень, в котором можно было бы говорить, что подумаю про Олимпиаду. Конечно, всегда хочется, конечно, есть большое желание, но главное, чтобы желания совпадали с нашими возможностями.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
Заварухин поставил на жестокую борьбу – и не прогадал. Итоги матча (4:3) в материале «Вечерней Казани».
Счет в серии открыт – и он не в пользу Екатеринбурга – 4:1 (1:0 в серии).
Почему форвард не так ярок в серии с «Автомобилистом»?
Казанцы дважды в сезоне уступили чемпиону со счетом 0:4.
Матч длился 4,5 периода, а итог один – победа «Автомобилиста» (2:3 ОТ, 1:2 в серии).