Апшацев: «Обрадовался, что Даку продлил контракт. Как его можно не любить?»
Большое интервью полузащитника «Рубина».

Марат Апшацев пополнил состав «Рубина» в 2022 году, перейдя из «Томи». Всего на его счету 57 матчей, в которых он забил 3 мяча и 1 голевую передачу. Новый сезон для полузащитника начнется уже 20 июля. А пока футболист дал большое интервью «Вечерней Казани».
- Марат, из нынешнего состава «Рубина» ты дольше всех в команде. Перешел в «Рубин» еще при Слуцком. Потом был Уткульбаев и теперь Рахимов.
- Да, бывает, что подкалывают, но не сильно.
- Давай вспомним твой путь в Казань.
- Тогда мне было 19 лет. Я играл в Томске в ФНЛ-2. Сыграл 9 матчей и в одной из игр получил удар бутсой по лицу. Я поехал в больницу, потом на базу, и там мне поступил звонок от Олега Яровинского (в тот момент спортивного директора «Рубина»). Я лежал – ничего не видел, не слышал, голова кружилась. Я не знал Яровинского, но он сказал, что есть интерес и «Рубин» хочет меня выкупить. Я не знаю, как они тогда за мной следили.
- До этого ты был в Казани?
- Нет, ни разу. Мне сразу показали базу, все понравилось, хотя я был и в академии «Краснодара». Был впечатлен городом, командой. Выхожу на тренировку – тут Слуцкий, Кварацхелия. Все легионеры были еще на месте. Честно говоря, уровень был сумасшедший.
- Помнишь свой первый диалог со Слуцким?
- Ну как обычно – бесконечные подколы. Я очень волновался, но все прошло хорошо. Он делал все, чтобы я как можно быстрее влился в коллектив.
- Кто произвел самое сильное впечатление в тот момент?
- Тогда самое сильное впечатление произвел Им Бом. Это был сильнейший футболист, против которого я играл в тот момент. Вроде и не скоростной, и не мощный, но так быстро с мячом работает! Я даже не успевал к нему подбежать. Им Бома я выделил сразу.
- Каким ты тогда увидел Кварацхелию?
- Хвича был в тот момент травмирован на сборах. Он подошел к последней контрольной игре с «Динамо». Вышел – гол плюс пас.
- Особое отношение Слуцкого к нему чувствовалось?
- Если честно, то немного было. Оберегал. Но это смотрелось абсолютно нормально. Тем более, не мне об этом думать. Я был новичком – сколько дадут времени, столько и играл. Главное на максимуме.
- Твой дебют был в первом же туре после возобновления чемпионата – в Петербурге.
- Да, с «Зенитом». Могли зацепиться в том матче, но проиграли 2:3.
- В тот момент еще ничего не предвещало краха по итогу сезона…
- Честно говоря, да. Когда все это началось, я вообще не понимал, что будет в команде. Один уехал, второй.
- Помнишь какой-то особенный случай? Потому что говорили, что кто-то отпрашивался, объяснял свою позицию, а кто-то просто сбегал.
- Примеры были. Один игрок провел предматчевую тренировку, наигрывался на стандартах. А с утра в день игры приходит и говорит, что уезжает. Такие вещи очень сильно удивляли. Осуждать не хочу. Это его решение.

Фото: ФК «Рубин»
- Может на них давили?
- Не знаю. Тот же Квара сказал, что доиграет до перерыва на матчи сборных. Он доиграл, сделал все для команды и уехал. Справедливо со всеми поступил. Не было бегства. Хотя, мне кажется, что на него давили сильнее всех. Тем более, что он понимал русский язык.
- Но это был шанс для тебя. Ты стал получать больше времени.
- Да, я выходил практически каждую игру. Три раза в старте и во всех играх на замену. С ЦСКА я должен был выйти еще в первом тайме, но там была красная карточка Ломовицкому и все сбилось.
- Самое обидное поражение в тот момент было дома от «Краснодара»?
- Да, тогда у них играли совсем молодые ребята. Самое тяжелое в команде, это когда ты проигрываешь. Проигрываешь, и тебе кажется, что все вокруг складывается против тебя. То срезка, то рикошет, то красная карточка – просто все и всегда против тебя. Вот это состояние очень сложно перебороть, но это самое главное.
- После ничьей со «Спартаком» в Москве показалось, что все – вроде взяли то самое спасительное очко?
- Да. Еще было очень обидно против «Локомотива» (0:1), когда пропустили с пенальти на последних минутах.
- Вспомни тот самый матч с «Уфой».
- Было очень много болельщиков. Первый тайм играем – все хорошо, забили гол.
- Селфи сделали.
- Я не делал (смеется). В первом тайме все отлично, солнце светит. Выходим на второй тайм – дождь. Появилось какое-то предчувствие, что что-то нехорошее может случиться. Я человек верующий, считаю, что на все воля Всевышнего.
- О чем ты думал перед пенальти Лисаковича?
- Я думал, что Виталик забьет. Он сам говорил, что в последний момент поменял решение. Такое опустошение было в раздевалке. Там еще ходили слухи, что могли быть какие-то стыки или никто не вылетит. Мы два дня находились на базе, но потом объявили, что играем в ФНЛ.
- Как отреагировал на это Рустем Сайманов? Не было разноса?
- Нет. Он зашел в раздевалку, погрустил с нами. И пошли дальше. Поддержали и Лисаковича.
- Как шла подготовка к ФНЛ? Помню, что Слуцкий говорил о том, что мы во всем должны быть, как команда РПЛ, и вернуться надо сразу.
- Да, это чувствовалось. Все было на таком же уровне и даже выше. Новые игроки пришли – Иванов, Кабутов, Фамейе. Первые туры у нас не очень шло, но потом двинулись. ФНЛ – очень сложная лига. Если честно, я знал, что будет сложно, потому что сам оттуда пришел. Думали, что мы там катком по всем пройдем. Но там люди тоже выходят убиваться. Я помню выезд в Красноярск. Как упускали победы с «Балтикой» и «Аланией», «Велес», «Волгарь», «Шинник». Приезжаем в Хабаровск – я в первый раз был там. Засыпаю, а вставать уже через три часа. Так и не понял, как себя подготовить.
- А инфраструктура других стадионов?
- Да, тоже весело. В Набережные Челны приезжаем, раздевалки маленькие, тянулись в коридоре, там ходит полиция с овчарками, собаки всех обнюхивают. Но я привыкший, и во Второй лиге поиграл, а для иностранцев, наверное, шок. В ФНЛ-2 играли с командой «Биолог» из Новокубанска. Там раздевалка была 5 на 5 метров.
- В том сезоне команду пополнил Олег Иванов.
- Когда в команду приходят такие игроки, как Иванов или Зотов, то у тебя всегда двойная мотивация. Ты сильнее стараешься. Это касается всех молодых. Я ни разу не слышал, чтобы Иванов или Зотов кому-то «пихали».
- А еще на каком-то отрезке с командой тренировался Артем Дзюба.
- Это было очень сильно. Они со Слуцким шутили друг над другом без конца. У нас всегда была преактивация и там просто невозможно было разминаться. Мы на коврики ложились и смеялись без конца. По футбольным качествам к Дзюбе не было вопросов. Тренировался прекрасно, создавал настроение, бороться с ним было невозможно.

Фото: ФК «Рубин»
- Основные форварды не ревновали? Фамейе, Лисакович?
- Наоборот. Они очень сильно сдружились с Фамейе. Честно говоря, я думал, что он останется. Был такой момент. Через неделю уже первая игра, а он как будто в составе наигрывается. Если бы не было варианта с Турцией, то уверен, что он бы остался. На тренировках он забивал пачками. Ну просто посмотрите на сегодняшний «Акрон» и какую роль он там играет.
- Вспомни приход Рашида Рахимова.
- Когда Маматкулович пришел, я практически вообще не тренировался. Уткульбаев не видел меня в составе. В большинстве случаев я просто бегал за бровкой либо просто работал с тренером по физподготовке. У меня ничего не болело – это решение тренера. Я все равно благодарен.
- Так. Как тебя вернул в состав Рахимов?
- Он пришел в команду перед матчем с Хабаровском. Он меня вызвал к себе в кабинет и спросил: «Ну что? Готов играть?». Ответил, что готов. На предыгровой тренировке мы били по воротам. Я забил в ближнюю девятку, и он подколол, чтобы я хотя бы раз в матче вот так пробил. В итоге в игре я пробил именно туда и забил. И пошло-поехало – одна победа, другая, третья. Был тяжелый выезд в Краснодар с победой на последней минуте. Там, кстати, потрясающий стадион. Я не про основной большой, а про этот маленький. Я просто вышел на поле и сам себе задал вопрос, как такую красоту можно построить?
- Гол в Калининграде – лучшее воспоминание о ФНЛ?
- Это для меня самая большая победа. Ты играешь с прямым конкурентом в гостях за первое место. Такие моменты запоминаются. Лучше играть на полном стадионе, который болеет против тебя, чем на пустом. Игра запомнилась. У нас было много моментов.
- Дальше РПЛ и снова слухи о том, остаешься ты или нет?
- Такого не было. За все мое время в команде вообще не было такого, чтобы на меня не рассчитывали или еще что-то. Всегда говорили, над чем работать и в чем прибавлять. Рахимов просит больше объема, играть вперед и больше работы на спринтах.
- С кем из соперников на твоей позиции тебе было сложнее всего в РПЛ?
- Вендел. Человек берет мяч на своей половине и на спринте бежит до других ворот. Когда он хочет – это топ-игрок. Он еще довольно большой, коренастый, с ним сложно бороться. Есть такие игроки. Тот же Барриос – смотришь на него по телевизору – вроде маленький. Играешь с ним – там такие мышцы.
- А Барко?
- Барко маленький, но этот низкий центр тяжести… Его тоже не сдвинешь.
- Кажется, что «Рубин» входит в сезон не в идеальном состоянии. Против «Енисея» играли очень ограниченной обоймой.
- Кто-то на травме, кого-то поберегли. Как Рашид Маматкулович сказал – надо усиливаться. Внутренней конкуренции не хватает. Даже если взять меня. Я хоть играю не так много, но сам чувствую, что расту в этой конкуренции. Хочется играть больше.
- Были предложения из других клубов?
– Были: «Факел», «Сочи», «Ахмат». Очень много предложений из ФНЛ, но их я уже не рассматривал. Хотя очень хорошее предложение по деньгам было от «Черноморца». Но в Казани дали понять, что у меня будет шанс, что я нужен клубу и на меня рассчитывают. Этим летом мы продлили контракт с клубом еще на три года.
- Зарплата выросла? Просто говорили, что при Слуцком в «Рубине» были большие зарплаты.
- Тогда у меня была небольшая. И не было премиальных. Честно говоря, премиальные хорошая вещь. Это мотивирует.
- Как ты вообще относишься к деньгам.
- Знаешь, если не тратить на всякую ерунду, то за карьеру вполне можно заработать на достойную жизнь. Можно что-то открыть в том же Нальчике.
- Часто ездишь домой?
- Да, раз в два месяца. Родители ни разу не были в Казани – боятся летать. Я всегда стараюсь приезжать. Папа следит за играми. Мама тоже уже начала разбираться.
- В детстве ты ходил на «Спартак-Нальчик»?
- Всегда. Гогита Гогуа и Роман Канцедалов мне очень нравились. Помню матч против ЦСКА, когда у них были Думбия, Вагнер Лав и Слуцкий – сыграли 1:1.

Фото: «Спартак-Нальчик»
- Ты всегда играл на этой позиции в центре?
- В академии «Краснодара» я играл крайним нападающим с схеме 4-3-3. В атакующей зоне – на любой позиции.
- Сейчас ты опустился ниже.
- Это самая интересная позиция, ты всегда в игре. И отбирать мяч и начинать атаки, но тяжело.
- Какие воспоминания от интерната «Краснодара»?
- Он лучший в стране, что еще тут можно добавить. Но график был очень серьезный и дисциплина на высочайшем уровне. Утренняя тренировка, занятия в школе, вечерняя тренировка, уроки. Телефон вечером давали на полчаса и только в том случае, если ты сделал уроки. Воспитатель все проверяла. Так что учились там тоже на совесть.
- Галицкий действительно так активно участвовал в жизни академии?
- Мне кажется, что он по имени знал каждого ребенка, который обучается там. Я не шучу.
- Слышал про знаменитые шахматные партии с ним в интернате.
– Да, примерно раз в полгода у нас проходил сеанс одновременной игры. От каждого возраста по три лучших против Сергея Николаевича. Он всегда играл белыми. Однажды я тоже играл, но проиграл. Некоторые пацаны начали читерить – включили какую-то шахматную программу на телефонах, но Галицкий это понял. Только посмеялся и продолжил играть.
- Объективно говоря, 7-е место для «Рубина» прекрасный результат?
- Да. Но думаю, что в каких-то матчах мы могли взять очки. Например, игра с «Краснодаром» в гостях. Мы могли забрать ничью и даже выиграть. Две игры с «Химками» – два поражения. Очень обидно. Но и отыгрывались, да. Игру против «Спартака» на выезде могли забирать.
- Активно говорили, что перед командой будет поставлена задача забраться выше.
- Это очень сложно. Тяжело конкурировать с московскими клубами, но еще есть «Краснодар» и «Зенит». Думаю, что можно попробовать залезть на шестое место и выше. В прошлом сезоне мы были очень близки к тому же «Локомотиву».
- А игра? Откровенно говоря, многие матчи оставляют очень тяжелое впечатление, Марат.
- Мы работаем, но я все равно считаю, что наша сильная сторона – это дисциплина и контратаки. У нас очень сильная линия атаки. Есть Даку, есть Дардан, который сейчас просто летает. Я не думал, что он такой быстрый. Да, на тренировках было видно, что он скоростной, но когда он побежал с «Локомотивом»… Я был в таком шоке. Защитники как будто на месте стояли. А потом еще в игре с «Динамо». Сейчас он в очень хорошей форме. На тренировках стабильно обыгрывает двоих-троих. В него поверили, и у него поперло.
- В игре с «Енисеем» мне понравился Васильев.
- Рахимов говорит, что на всех, кто сейчас в команде – он рассчитывает. По Васе тренер просит только одного, чтобы держал борьбу. А в остальном с первого дня было понятно, что он хороший игрок. Есть Мукба, который играет на любой позиции.
- На твоей позиции в центре поля очень большая конкуренция. Есть Иву, Йочич, Ходжа, Зотов, Васильев, Иванов.
- Да, будем работать, чтобы выдерживать эту конкуренцию.
- Между тем до первой игры уже меньше двух недель.
- Да, кажется, что прошлый сезон только закончили. Но нужно набирать сразу.
- Как ты относишься к совмещению Валерия Карпина?
- Ну он же уже и в «Ростове» совмещал.
- Да, но сейчас будет бороться за чемпионство.
- Думаю, это важно для игроков, которые хотят себя показать. Мне пока до сборной объективно далеко. А вот для Рожкова или Тесленко – важно. Думаю, что Егор уже давно заслужил вызов в сборную.
- С кем в РПЛ приятно играть и с кем невозможно?
- Приятно с «Акроном», «Крыльями», «Оренбургом» – играют сами и дают играть сопернику. С теми же «Химками» все давалось, но видишь как – забили 4 гола, а проиграли два матча. Сложно с «Зенитом». Иногда там просто не видишь мяч. Со «Спартаком» тоже тяжело. С ЦСКА играть можно.
- Как тебе играть против Кисляка?
- Против него я не играл. Но выходил против Облякова, Зделара, Пьянича. Дома на Кубок мы же с ними играли, когда они играли основным составом. А вообще мне нравится Кисляк. Еще сильное впечатление произвели Гладышев и Батраков.

Фото: ФК «Рубин»
- Даку остается в команде. Как ты отреагировал, когда узнал?
- Обрадовался. Как его можно не любить? Золотой пацан. Когда мы были в отпуске и увидели новость о его переходе в «Зенит», то сразу начали переписываться и обсуждать. Было бы очень обидно, если бы он ушел. Когда он зашел на базу, то все обрадовались. Он приехал веселый и отдохнувший, мы рады, что он остался в команде.
- Чувствуется участие в жизни команды президента Марата Сафиуллина.
- Да. Мы часто ездим вместе с Маратом Адиповичем на клубные мероприятия, он всегда с нами. Президент стабильно приезжает на базу раз в неделю, посещает тренировки, вовлечен в жизнь команды, создал отличные условия для работы. Мы видим, какая большая работа идет по реконструкции базы «Рубина». Благодарны президенту за то, как он поддерживает клуб и команду.
- При этом в клубе все еще нет трансферов.
- Думаю, что это вопрос времени. Да, их надо еще встроить в состав, но начнем как есть. У нас сильная команда. С любой командой будет тяжело, но все зависит от нашего настроя.
- Ты чувствуешь, что к «Рубину» уже другое отношение?
- Да, я это вижу. Посмотрите, как играют против Даку. Там всегда страховка.
- С кем ближе всех ты общаешься в команде?
- Тесленко, Безруков, Нижегородов. Вот наша банда (смеется).
- А по чемпионату?
- Бакаев, Мусаев, Хубулов, Литвинов.
- Знакомы еще с детских турниров?
- Да. Там были отчаянные матчи с драками на поле и за полем (смеется).
- Ты чувствуешь, что в городе «Рубин» не главная команда?
- Знаешь, даже когда на стадион приходят 10-12 тысяч человек, то атмосфера уже отличная. Да, я знаю, что есть «Ак Барс», я был на хоккее и там биток. Видно, что хоккей сильно любят. Но и у футбола есть аудитория, она немаленькая. У клуба неплохая средняя посещаемость, мы видим, как и на гостевых матчах нас активно поддерживают наши болельщики. В выездной игре с «Химками» за нас болела целая трибуна.
И мы благодарны каждому за поддержку, за интерес к команде и за то, что даже после неудач нас подбадривают, мы ощущаем эту поддержку. Тем более дома мы в прошлом сезоне выдали неплохую серию: побеждали всех, в том числе «Спартак», «Локомотив», «Ростов», и на трибунах было много зрителей.
Поэтому всех казанцев очень ждем на наших домашних матчах, мы будем биться и выкладываться на максимум, чтобы порадовать вас.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
Большое интервью полузащитника «Рубина».
Поговорили с одним из лучших прыгунов в воду нашей страны.
Дьякова, Шлейхер, Тулупова и Минаков вошли в составы сборной России будут биться за медали планетарного турнира.
Поговорили с членом юниорской сборной России.
Поговорим о мировых лидерах и тех россиянах, которые выступают за другие сборные.