Как у них, только у нас: КХЛ работает над перезапуском Ярмарки юниоров
Лига мимикрирует под НХЛ, но такой путь не выход.
Слово «драфт» для всех любителей спорта — это мантра, которая не слетает с уст фанатов на протяжении всего межсезонья. Лучшие таланты со всего мира ждут своей фамилии на церемониях НБА, НХЛ, МЛС и других американских профессиональных лиг, готовые к тому, чтобы воспользоваться данным им шансом.
Главная задача церемонии – справедливое распределение талантов «на все времена» среди команд таким образом, чтобы слабые команды получали сильных игроков, которые с течением времени будут расти, развиваться, давать своей родной франшизе новый виток истории.
КХЛ, давно тянущаяся за НХЛ, решила не отставать и продолжить свой путь соответствия: лига уже получила в свое распоряжение длинный сезон, а еще – независимость от российской и международной федераций хоккея. Все как у них.
Новый заскок – возвращение драфта, или по-русски «ярмарки», юниоров КХЛ. Лига уже запустила работу по обсуждению вопросов касательно этой процедуры. А нужно ли нам это?
Ярмарка КХЛ: клубы платят клубам, а игроки лишаются шансов на выступление в лиге
Суть драфта КХЛ заключалась по большей части в обеспечении команд правом выбора на выпускников хоккейных школ со всей страны, а также привлечении в лигу лучших молодых хоккеистов России, Европы и Северной Америки.
По сути, многое в нашем драфте соответствовало иностранному: последняя команда выбирает первой, реальных игроков можно менять на несовершенные выборы в нескольких раундах и далее по списку. Однако КХЛ добавила чуть своих нюансов, к которым в нынешнее время есть вопросы.
Один из самых главных касался подписания контракта с юным дарованием. Если команда решила дать игроку соглашения, она неминуемо оплачивала в казну школы, которая его воспитала, определенную плату. Это отлично работало, будь у нас широко развита система частных подготовительных систем, но ведь такого нет. Дети, имеющие потенциал, так или иначе уже играют в системах команд, которым компенсация чаще всего погоды не сделает.
Конечно, частники есть, но редкий талантливый ребенок способен задержаться там до наступления 17-летнего возраста, когда хоккеиста выбирают на драфте. Они все равно уходят непосредственно в системы команд, которые, в свою очередь, получают компенсацию за выбор. В таком случае, а есть ли смысл?
Фото: КХЛ
Второй важный пункт касается отказа игрока от подписания контракта. В НХЛ все гораздо проще – североамериканская лига является общепризнанной элитной ступенью общемирового хоккея. Туда стремятся все, поэтому отказов как таковых от игроков не поступает. Однако с КХЛ все несколько иначе. При соответствующем отказе хоккеист, молодой и талантливый, лишался возможности выступления в лиге, а права на него все равно закреплялись за выбравшей его командой.
Проблема в том, что хоккеист, воспитанник условного СКА, ЦСКА, «Трактора» или любого другого коллектива, который обладает хорошей базой для развития игрока, может отказаться поехать на тот же Дальний Восток или любую другую команду с не самым высоким уровнем инфраструктуры. В таком случае мы просто теряем потенциальную звезду, которая поедет играть в лиги развития североамериканской «этажерки».
Ярмарка талантов больше похожа на коммунизм, в котором «от каждого по возможностям и каждому по потребностям». Смысл развивать свои академии, свои школы и интернаты для того, чтобы защитить от других команд лишь троих, а остальных отправлять на драфт другим командам? Так это работать точно не должно. Неравноценно, как по мне.
Первые номера драфта – кто они?
За всю историю ярмарки было выбрано в общем счете восемь игроков первым номером. Примечательно, что очень немногие из них составили список «звездных» игроков лиги.
В 2009 году ЦСКА выбрал еще молодого Михаила Пашнина, однако уроженец Челябинска и воспитанник «Мечела» так и не смог выйти на уровень топ-игрока. За всю карьеру 35-летний защитник лишь четыре раза перешагивал потолок в 10 голевых действий за сезон и точно не являлся тем человеком, о котором говорят все.
В 2010-м «Сибирь» выбрала первым номером Дмитрия Яшкина, который на тот момент принадлежал академии пражской «Спарты». Однако за сибиряков нападающий так и не сыграл: спустя пару лет после драфта хоккеист уехал в Америку, после чего вернулся в состав СКА и «Ак Барса». «Сибирь» свою «звезду» не дождалась.
В 2011-м в «Металлург» из пензенского «Дизеля» доехал Антон Слепышев, который не стал «франшизой» и уже спустя два года играл в «Салавате», а позже уехал в «Эдмонтон». Вернулся Антон только в ЦСКА, снова команды из нижнего рейтинга ничего не получили.
В 2012-м СКА подписал Дениса Александрова, который не смог стать своим даже на уровне ВХЛ. Спустя несколько скрытых аренд хоккеист оказался в фарме «Нижнего Новгорода».
Выбор 2013 года, который принадлежал «Амуру», так же как и Яшкин, не доехал до лиги. Дмитрий Осипов сфоткался в свитере и укатил в Канаду. Теперь играет в США за «Херши».
Единственной яркой звездой ярмарки можно назвать только Кирилла Капризова, которого выбрал «Металлург». Уже совсем скоро нападающий сменил «Салават Юлаев», а позже и ЦСКА. Выиграл с московским клубом Кубок Гагарина и уехал покорять Кубок Стэнли в составе «Миннесоты».
Фото: КХЛ
Артем Мальцев и Вениамин Баранов, выбранные «Сочи» и «Адмиралом» в 2015 и 2016 году соответственно, успехов своим командам не принесли совсем. Карьера первого и вовсе выглядит печально: Мальцев после грустных попыток в ВХЛ уже три года защищает цвета «Хумо» из Узбекистана. Если Артем хотя бы пару раз сыграл в КХЛ, то Вениамин не вышел на топ-уровень даже на уровне ВХЛ.
«Ак Барс» на ярмарке
Казанскому клубу, который обладал хорошей базой для воспитания хоккеистов, суперзвезды из других академий были по большей части не нужны — лишь бы сохранить своих. Поэтому много усилий и пиков «Ак Барс» отдавал ради воспитанников: тут и Галин, и Мусин, и Лызин, и Валиев Ринат. Короче, фамилий много, но!
Фото: скриншот трансляции
Из огромнейшего драфт-списка клубу не пригодился ровным счетом никто. Абсолютно никто. Кроме двух — Тимура Билялова и Альберта Яруллина. Остальные — либо не закрепились в КХЛ вовсе (а таких большинство), либо нашли себя в других командах.
Порой «Ак Барс» совершал уж совсем странные поступки при выборе игроков. Так, например, в 2009 году взяли канадца Тэйлора Холла, который год спустя ушел первым номером в «Эдмонтон». Очевидно, хоккеист в Россию не приехал.
Так нужен ли нам драфт?
Мне — точно нет. А что до клубов… Конечно, решать этот вопрос будут уже внутри организации, но введение той ярмарки, которая была десять лет назад, — бред, который не нужен никому. Слабые клубы будут «забивать» на своих игроков, набирая талантов с тех, кто посильнее, а сильные могут и внимание перестать обращать на молодежь (а смысл, если их все равно разберут?).
Если и делать драфт, то только с коммерческими частными организациями, которым выплаты за хоккеиста действительно помогут жить и развиваться, а еще сделает какую-никакую рекламу организации. Вот только дело в том, что мало-мальски перспективные хоккеисты уже к этому времени уедут играть в структуры профессиональных команд.
Фото: КХЛ
КХЛ — не НХЛ. Базы под такие мероприятия в нашей стране попросту нет. Хоккеисты, если они толковые, в любом случае найдут себе путь в лигу, все же не такой тут и высокий уровень, чтоб не пробиться.
Даже если взглянуть на статистику. Большое количество выбранных хоккеистов не то что не пробились в КХЛ, но даже не приезжали в страну, предпочитая для развития собственные чемпионаты или североамериканскую мечту.
Сейчас история с попаданием в лигу через чистейшую конкуренцию, без драфтов и пиков, работает нормально. Так зачем ломать? Для чего?
Популярное
Разбираем — у кого все хорошо, а кому еще нужно прибавить.
Родители жалуются на загруженность детей в школах. По их мнению, они тратят много времени на учебу, но эффекта нет.
Первый раз пытались забрать еще летом.
Решающая шайба на счету капитана Яшкина – 3:2 (ОТ).
Прокуратура, МВД и Следственный комитет рассказали, как воюют с коррупцией в республике. Взяточников и их семьи обещают оставить без гроша в кармане, а прокурор Татарстана Альберт Суяргулов борется с изворотливой сущностью коррупционеров.