Хоккей
21 October 09:46
Автор материала:Павел Мельников

Интервью Дамира Жафярова: о «Нефтехимике», «Ак Барсе», «Барысе» и любви к хоккею

Большой разговор с экс-звездой нижегородского «Торпедо».

Интервью Дамира Жафярова: о «Нефтехимике», «Ак Барсе», «Барысе» и любви к хоккею

Автор фото: ХК «Ак Барс», коллаж: ИД «Вечерняя Казань»

Карьера Дамира Жафярова пережила за последние несколько лет спад. Еще в сезоне 22-23, под руководством Романа Ротенберга, нападающий набрал 44 (16+28) очка в 63 матчах, еще раньше, в «Торпедо», было 61 (21+40) очко в 58 матчах.

В статусе звезды КХЛ Дамир Жафяров переехал в «Ак Барс» к Зинэтуле Билялетдинову, отношения с которым не сложились с самого начала. За последние три года хоккеист сменил несколько городов: Казань, Омск, Астана – и теперь Нижнекамск, в котором хозяйствует «Нефтехимик» Игоря Гришина, впечатливший любителей хоккея на старте сезона.

Дамир Жафяров стал в этом коллективе одним из ведущих игроков: играет в первом звене и спецбригаде большинства.

В начале октября корреспондент «Вечерней Казани» Павел Мельников пообщался с нападающим «Нефтехимка».

«Имя Гришина было на слуху последние годы»

— Ожидали ли от команды, что так здорово начнёте сезон? Какие вообще ваши ожидания перед подписанием контракта?

— Ожиданий никаких не было. Тут, в принципе, тяжело предугадать, как пойдёт сезон, как пойдёт начало. Не живем ожиданиями. Просто стараемся выполнять работу.

— Может быть, ожидания складывались от целей и задач на сезон, которые ставились тренерским штабом, руководством организации?

— Всегда ставятся самые большие цели на сезон. Она одна цель у всех, если брать глобально, мы не исключение. Идем к ней матч за матчем.

— Как в целом появился вариант с «Нефтехимиком»?

— Да как и всегда: стандартные переговоры с командой. В целом ничего нового. Как и у всех. Прошли переговоры, подписали контракт с командой. Вот и все.

— Помимо «Нефтехимика» были команды из КХЛ или других лиг?

— Не думаю, что надо что-то рассказывать. Я вам много сказок могу рассказать про «миллион» вариантов. А может быть, их и не было (смеется). Не буду говорить.

— Были знакомы с вашим главным тренером до подписания контракта? Может, какие-то справки наводили?

— Нет, лично знаком не был. Конечно, он известный человек по «Спартаку» и командам в ВХЛ. В том году он играл в финале, поэтому его имя было на слуху в последние годы. Лично познакомились только перед подписанием контракта.

Picture background

Фото: ХК «Нефтехимик»

— Для вас важно, что хоккей, который ставит Игорь Гришин, вам, в общем-то, подходит? Добавляет какого-то комфорта?

— Знаете, любой хоккей, который ставится, должен быть комфортным для тебя. У каждого тренера есть свои нюансы в работе, и они не могут тебя «устраивать» или «не устраивать». Все, что нужно, – слушать и слышать тренера, а на льду воплощать его задумки.

— Можно же сказать, например, что те или иные навыки хоккеиста больше подходят под разные формации игры. Вы, например, ярче выглядите в атакующих системах, которые ставил Немировски в «Торпедо», а сейчас – Гришин в «Нефтехимике».

— Не скажу, что это «атакующий» хоккей. Любой хоккей начинается с обороны, а что там в атаке – это творчество, на которое тренер может как-то повлиять. А может – не влиять. Кто-то может казаться тренером, не любящим играть в атаку, но ведь сейчас многого и не поменяешь. Определенно, у него есть свой взгляд на эти моменты.

— На чем строился фундамент «Нефтехимика» этим летом?

— Стандартная качественная предсезонка с физическими нагрузками, с тактическими действиями, в принципе, со всем спектром действий, важных для организации игры. Тут отличий не так уж много от команды к команде, только какие-то свои упражнения тренеры добавляют. В этом году увидел много нового. Поэтому не сразу вникали в новые требования. Много движений изучали еще на сборах – продолжаем делать это и сейчас.

— Какого характера эти упражнения? Странно слышать от повидавшего не один сезон КХЛ хоккеиста об удивлении от тренировок.

— Да, конечно, нового много, но я не скажу чего-то такого, от чего вы удивитесь. Мы не бегаем без клюшек (смеется), если что. Это стандартный процесс при новом тренере – сто процентов найдется что-то новое, чего ты не видел. Штаб Гришина в этом плане не исключение. Их методика сосредоточена на отработку игровых действий.

— Что это? Действия на небольшой площади, под давлением? В атаке или в обороне?

— Да все сразу. Что вы не перечислите, о чем вы не подумаете - делаем все. В каждом упражнении есть и борьба, и принятие быстрых решений, и броски, и катание, и «старт-стоп», и виражи. Сами упражнения по своему виду, скорее, нестандартные.

«Мы не суперзвездная команда, чтобы нами восторгаться»

— На старте сезона «Нефтехимиком» по-настоящему восторгаются. Причем не только фанаты, но и нейтральные болельщики, эксперты. Это давит на команду или, наоборот, мотивирует?

— Громко сказано – «восторгаются»! Мы не суперзвездная команда, которая несколько лет подряд выигрывает кубки, чтобы восторгаться. У нас рабочий коллектив, рабочая атмосфера: позитивная, дружелюбная и уважительная.  Мы просто стараемся играть друг за друга всей командой. Это относится не только к игрокам, но и к тренерскому штабу, персоналу, болельщикам. Мы одним целым выходим на игру без оглядки на серии. Выходим побеждать, как на последнюю.

— Говоря о сериях. На старте сезона два поражения сменились серией побед. О чем это может говорить: команда поняла задумки тренера?

— Все серии бывают разные. Бывает, что не идет игра, все плохо, но на каких-то силах вытаскиваешь матч, а бывает, наоборот, что идет, что бежится, но получаешь по итогу поражение. Важно, чтобы в отдельно взятом матче сложилось все вместе – понимание игры, работа на льду непосредственно и удача. Поэтому мы стараемся с каждым днем впитывать все больше и больше, потому что победа – это результат совместной работы. Надеюсь, в дальнейшем таких серий будет больше.

— В два прошлых сезона «Нефтехимик» пропускал плей-офф, о команде говорили лишь как о претенденте на выход. Сейчас акцент вроде бы сместился. Чувствуете это?

— В такой атмосфере хочется побывать не только хоккеистам, но и болельщикам. То, что мы делаем сейчас, – это первый шаг. Чем дальше – тем интереснее. Каждая команда это чувствует. Мы не исключение.

— В связи с тем, как команда играет, чувствуете особое отношение болельщиков, особое внимание?

— Да оно в целом чувствуется. Как бы ни проходили игры, какие бы серии ни были бы, на каждый матч приходят болельщики, поддерживают, смотрят игры до конца, как бы игра ни складывалась.

Фото: ХК «Нефтехимик»

— Вы особо выделили, что болельщики до конца остаются. Вы замечаете, если фанаты начинают массово уходить с трибуны?

— Игры бывают разные по эмоциям. Бывает, что твоя команда забивает 5−6 голов и спокойно выигрывает. А бывает, к сожалению, наоборот: не идет игра, и хоть ты тресни, ничего не поделаешь. В такие моменты понимаешь болельщиков. У них такие же эмоции, так же расстраиваются, и каждый по-своему реагирует на это. Кто-то просто досматривает до конца, верит, болеет, кто-то сильно расстраивается, переживает, не может смотреть, уходит, нет какой-то злобности на кого-то. Надо по-человечески друг друга понимать. Бывают разные матчи — сегодня плохой, завтра хороший. Такова жизнь.

— Несмотря на то что уступали по счету в матчах на старте сезона, заканчивали, минимально отставая от соперника. Находили силы отыгрываться. Сейчас – другая серия. Два матча с разницей «-3» (разговор проходил после матча с «Автомобилистом» (2:5). — «ВК Спорт»). Давит на команду?

— Сезон длинный, практически 70 игр. Бывают разные моменты. Когда игра закончилась – есть несколько часов до полуночи либо порадоваться, если выиграли, либо погрустить, позлиться чуть-чуть, если проиграли. Ложишься спать, просыпаешься – и уже надо думать не о прошлой игре, а о будущей. Какая бы серия ни была, победной или проигрышной, в следующем матче в любом случае стараемся выходить и играть на победу, отдавать все силы. Конечно, бывает, когда какие-то серии затягиваются - всегда давит. Бывают такие моменты не только в спорте, а вообще в жизни. Поэтому главное - немного отбрасывать негатив и смотреть вперед с позитивом.

— Как вы в этом плане переживаете этот негатив?

—По-разному. Нет какого-то стандартного шаблона, все по-разному. Могу и загнаться, могу и разборы посмотреть, могу с кем-то поговорить. Но больше стараюсь поскорее все забыть.

— А тренерский штаб как реагирует? Это длительные видеоразборы? Запирание на базе?

— Запереть на базе, мне кажется, чуть-чуть прошлый век. Тренер должен быть и педагогом, и психологом. У каждого человека разный подход. Задавать вопросы об этом надо непосредственно тренеру.

— Вы сказали о «прошлом веке». В этом плане, получается, Игорь Гришин – тренер новой формации?

— Не буду многословным. Да, наверное, это так.

«Не назову сезон в Казани поворотным для моей карьеры»

— На предсезонке вы приезжали в Казань. В рамках регулярного чемпионата тоже уже успели сыграть с «Ак Барсом». Есть у вас какой-то принципиальный момент, когда приезжаете сюда?

— Нет. Приезжаю, как на обычную игру. Ничего такого нет. Я стараюсь не вспоминать об этом периоде. Уже прошло.

— Но можно назвать тот сезон в каком-то плане поворотным?

— Нет, нет, не могу так его назвать.

Фото: ХК «Ак Барс»

— Еще вспоминается история с заявлением в КХЛ от вашего агента Шуми Бабаева. С «дискриминацией» вас и Никиты Евсеева. Вам не казалось, что это может навредить, учитывая и так печальную ситуацию?

— Нет. Честно, мне не хочется мусолить эту тему, что-то вспоминать. Там много было всего наговорено всеми. Не люблю говорить о прошлом и говорить о плохом. Наверное, буду умнее - промолчу. Как было, так и было.

«В прошлогоднем «Барысе» нечему было рушиться»

— Прошлогодний «Барыс» считался суперамбициозной командой: Немировски на тренерском мостике, много интересных легионеров. Согласитесь с этой оценкой? Как это ощущалось на предсезонке?

— Все ощущалось в рабочем режиме, настроение нормальное, но где-то с самого начала складывалось не так. Как впоследствии оказалось. Никто не думал, что так будет. Все рушилось по маленьким кусочкам. Да что там рушилось. Нечему было. Просто не построилось. Нет чей-то вины. Совпали нюансы, которые привели к тому итогу.

— А как команда восприняла отставку Немировски, учитывая то, что быстро увольнение случилось?

— Такие ситуации всегда складываются не очень, но так получилось, такая работа. Нет выхода. Потом ведь уволили всех ребят, американцев и канадцев разом. Тяжелый был год. Оставим это в прошлом.

— Как вы в этих обстоятельствах жили? Что выходит на первый план?

— Справлялся, как мог, всеми способами и методами, которые только есть. Стараюсь думать позитивно, не отбрасываться в негатив, который происходит вокруг, и просто смотреть позитивно в будущее, работать над собой не только в плане хоккея, а просто в плане себя как человека. Хоккей, по сути, это наша жизнь. Поэтому строишь себя не только в хоккее, но и в жизни.

Picture background

Фото: ХК «Барыс»

— Возвращаясь к Немировски: вы и в «Торпедо» с ним работали, показалось, что хороший тандем у вас сложился. Какую роль он сыграл в вашей карьере?

— Когда получается хороший сезон, всегда с радостью это вспоминаешь и принимаешь. И в каждой такой истории есть хорошие люди, которых вспоминаешь с благодарность. Дэвид – один из таких. Я с ним хорошо общаюсь, мы здорово поработали на тот момент. Это навсегда останется в моей памяти.

— В «Ак Барсе» образца сезона 23-24 такие люди у вас есть?

— Да, конечно. И из игроков, и из персонала. Даже из нехоккейных людей – их много. О семье я вообще молчу – всегда со мной.

«Я никогда не переставал получать удовольствие от хоккея»

— Со стороны кажется, что «Нефтехимик» для вас – возможность перезапустить карьеру. Дать ей и себе второе дыхание. Согласитесь с этим?

— Ну, согласиться-то могу, но не люблю какие-то слова о «перезагрузке», «перезапуске». Я же, образно, не заново учусь делать свою работу. Я просто продолжаю делать свою работу.

— А если подойти к этому вопросу с точки зрения «ментального»?

— Даже не знаю. Смотря по каким нюансам смотреть.

Фото: ХК «Ак Барс»

— Получаете удовольствие от хоккея, например?

— Но я от него никогда и не переставал получать удовольствие. Даже когда какая-то игра плохая, проигранная, ты злишься, но это эмоции, которые тоже нужны, хоть и не скажешь, что они приносят удовольствие. Это наша игра, которую мы выбрали с детства. Ни разу за всю карьеру я не переставал ее любить.

— Напоследок: есть ли у вас дорожная карта по целям на сезон лично для вас и для команды?

— На первом месте цель одна – командная. Уже сейчас мы идем к ней небольшими шагами. Первая задача – попасть в плей-офф. Если говорить о личной цели – хочу быть эффективнее, помогать команде достигнуть этой цели.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей