Интересное
Автор материала:Иван Жуков

Шафеева: «Винер оказала огромную поддержку гимнастике в Татарстане»

Поговорили с вице-президентом республиканской Федерации художественной гимнастики.

Шафеева: «Винер оказала огромную поддержку гимнастике в Татарстане»

Автор фото: федерация художественной гимнастики РТ

Художественная гимнастика - один из самых зрелищных, красивых и медалеёмких видов спорта для нашей страны. Много лет его ассоциировали с Ириной Винер, которая в этом году ушла с поста тренера сборной России. «Вечерняя Казань» решила узнать, как дела у региональной федерации этого вида спорта, как восприняли новость об уходе Ирины Александровны со своего поста и что думают о нейтральном статусе, и поговорила с вице-президентом Федерации художественной гимнастики РТ Лилией Шафеевой.

- Расскажите, как живет последние годы местная федерация художественной гимнастики?

- У нас не происходит скачков в одну или в другую сторону. Единственное, можно сказать, федерация увеличивается по количеству занимающихся. Когда мы начинали, художественной гимнастикой занимались 1000—2000 детей. Сейчас около четырех тысяч занимающихся. Если брать данные на начало учебного года, то это может быть четыре с половиной, на конец учебного года это может быть четыре тысячи человек.

На данный момент более 37 организаций входят в федерацию по Республике Татарстан. Хорошо развивается направление в групповых упражнениях, направление мужской ритмической гимнастики. Кстати, на чемпионате России наши мужчины заняли первое командное место и привезли много медалей и кубков разного достоинства. Они собрали максимум, что могли. В этот раз не было смешанных пар на чемпионате России — дисциплина не разыгрывалась. Если бы мы заявились и туда, думаю, не остались бы без призов.

Каждый регион лучше развивается в каком-то направлении. У нас больше получается в групповых упражнениях Хотя я нисколько не умаляю достоинства наших гимнасток в индивидуальной программе, но, видимо, так сложилось.

- Просматривая несколько результатов всероссийских соревнований, мы не обнаружили в тройке лидеров девочек из Татарстана. Почему про художественную гимнастику в республике так мало говорят или я не прав?

- Я с вами не соглашусь. Сейчас проходил чемпионат России. Из выступавших 67 команд в групповых упражнениях наша команда заняла шестое место, вошла в десятку сильнейших. Эта десятка была допущена на международный Гран-при «Кубок чемпионок имени Алины Кабаевой». Мы там заняли четвертое место в многоборье. На последнем первенстве Приволжского федерального округа сборная республики заняла первое командное место, и наши три гимнастки будут выступать на первенстве России в составе команды Приволжского федерального округа в индивидуальной программе. Это тоже большой результат.

- Но все-таки шестое место на чемпионате России не то, к чему, наверное, привыкли в Татарстане?

- Нет, это очень высокий результат. Если брать, допустим, судей, которые есть во всех регионах, то приглашают только из тех субъектов, которые вошли в топ-24. Цель — войти в этот топ-24.

- Кстати, говоря об индивидуальном зачете, какие успехи у нас в этой категории?

- К сожалению, девочка, на которую мы очень надеялись, за три дня до чемпионата России травмировалась во время тренировки — подвернула ногу — и не участвовала в турнире.

- А как проходит отбор на чемпионат России?

- Сначала ты должен у себя в регионе показать результат. Только 10 лучших из региона попадают на чемпионат Приволжского федерального округа. И десятка лучших со всего ПФО, а это 14 регионов, попадает на чемпионат России.

- А сейчас у нас есть люди, которые в одиночном первенстве готовы защищать честь сборной России?

- Конечно, у нас есть очень хорошие девочки. Например,  Регина Галимова. У неё такой возраст, что она может выступать и на чемпионате, и на первенстве России. Она как раз отобралась после первенства Приволжского округа, где стала бронзовым призером. Очень хорошие девочки подрастают — Анастасия Перепеченова 2012 года рождения, Мария Ищенко 2013 года.

- Какие у вас отношения с всероссийской федерацией, как выстроена эта работа?

- Мы работаем всегда рука об руку. Если работает всероссийская федерация в каком-то направлении, то мы тоже работаем в этом же векторе. По тем же мальчикам, например. Мы одни из первых начали вводить эту категорию. Очень быстро перешли на двойки и тройки у девочек. Быстро развили это направление. Мы прекрасно взаимодействуем.

- В прошлом году на федеральном уровне объединились гимнастические федерации. В Татарстане не собираются сделать то же самое?

- Когда произошло это объединение на федеральном уровне, было сказано, что в регионах продолжат работать так же, как и работали. Будет дано задание объединить в регионах, значит, мы будем собираться и думать, как это сделать.

- В интервью нашему изданию Марат Бариев одним из желаний на 2025 год озвучил новый зал для спортивной гимнастики. Он сетовал на то, что Центр гимнастики сейчас больше принадлежит студентам Поволжского университета физической культуры и спорта. Как считают у вас, в художественной гимнастике?

- Однозначно согласна с Маратом Мансуровичем, места не хватает. Изначально, объект строился именно как Центр гимнастики, а теперь здесь очень большую часть времени и площадок занимаются студенты. Мое мнение — наверное, не такое оборудование им нужно. Понятно, те, которые в сборной, тот же Маринов — первый номер сборной России. Для него, конечно, такое оборудование нужно, и он, допустим, студент. Это безоговорочно. А те, кто учится по другим специальностям, например те же борцы. Зачем им такое специализированное оборудование, когда на этом оборудовании могли бы работать спортсмены-гимнасты?

Фото: Госдума РФ

Мы уже задыхаемся в этом зале, нам здесь места не хватает, и не только из-за студентов. Недостаточно и для соревнований, и для проведения тренировочных мероприятий. Соревнования проходят практически каждый день, центр должен себя окупать. Но в этом случае при проведении соревновательного процесса теряется тренировочный процесс, так как площадки занимают под спортивные мероприятия. Это проблема, которая назрела на сегодняшний день. И, если Марат Мансурович ратует за спортивную гимнастику, мы бы очень хотели, чтобы был такой центр для художественной гимнастики. Пусть он не будет больших размеров. Я участвовала при проектировании Центра гимнастики и сейчас вижу, какие есть недоработки, что нужно сделать по-другому, как правильнее использовать объект. На то количество занимающихся детей, которое сейчас есть в республике и отдельно в Казани, и учитывая, что на одном объекте развиваются три вида спорта, Центра гимнастики катастрофически мало.

- Марат Бариев рассказывал, что тот же Маринов может позвонить ему и решить любой вопрос. К вам обращаются гимнастки с просьбами?

- Не обращаются. Маринов уже взрослый спортсмен, у него и результат другой, он уже самостоятельный. У нас, как правило, гимнастки рано заканчивают. В 15 лет они выполняют норматив мастера спорта, а дальше цель какая? Международных соревнований нет. Попасть в сборную России? Даже этой цели почему-то у детей сейчас нет. Они говорят: «Для чего столько вкалывать, когда ты выступаешь на соревнованиях того же уровня?» В последнее время так было. Мы одинаково с ними соревнуемся на чемпионате России. Кстати, на последнем чемпионате страны сборная РТ обошла национальную сборную.

С приходом новых тренеров в групповых упражнениях, в индивидуальной программе многое должно измениться. Сейчас начали давать нейтральный статус, и это важно. Возможно, мировоззрение у наших детей изменится. До этого, конечно, у нас всегда были дети в сборной России, в основном в групповых упражнениях. У нас есть мастера спорта международного класса. Даша Шкурихина — олимпийская чемпионка Пекина, многократная чемпионка Европы, мира. Наша воспитанница, которая росла, развивалась, проходила становление в Казани.

- Вы говорите, что у вас занимается от четырёх до четырёх с половиной тысяч человек. А сколько тренеров для этого требуется?

- Тренеров много. Это один из видов спорта, где с кадрами проблем нет. Другое дело — квалифицированные кадры. У них пока не хватает опыта. У нас в основном очень молодой состав. Одна из положительных для нас составляющих — это открытие Поволжского университета. На первых порах я работала лично со всеми регионами, приглашала абитуриентов. Тогда знали Москву, Санкт-Петербург, Краснодар. А когда появилась кафедра, я разговаривала с тренерами. Просила: «Присылайте гимнасток. У нас хорошо». Ребенок слушает больше не родителей, а контактирует с тренером. Сейчас я уже давно этим не занималась, отбоя нет. И самое интересное, мало кто уезжает в регионы, очень многие остаются здесь. Они видят, как относятся к спорту в республике, что у нас есть развитие и художественная гимнастика здесь действительно на хорошем уровне.

- Есть примеры?

- В свое время из Пятигорска приехала девочка - Танечка Калинцева. Она здесь отучилась, и мне сказали: «Обрати, пожалуйста, на нее внимание». А я именно с ее тренером разговаривала: «Давай своих девчонок из Пятигорска». Она прислала её, и теперь это Татьяна Вячеславовна Калинцева — ведущий тренер сборной команды Республики Татарстан в групповых упражнениях. Она прекрасно работает.

- Не могу не спросить про главную новость в художественной гимнастике этого года — уход с поста главного тренера сборной России Ирины Винер. Как к этому отнеслись?

- Уход с поста Ирины Александровны — это её личное решение. Когда мы об этом узнали, всё было согласовано на всех уровнях. Ирина Александровна оказывала огромную поддержку для становления гимнастики в нашей республике на протяжении всех 20 лет её руководства сборной России. Первый раз она появилась у нас в 2004 году. И с того времени с ней был полный контакт и понимание. Поддержка была стопроцентная.

Picture background

Фото: РИА Новости

- Знакомы с новым тренером сборной Татьяной Сергаевой?

- Конечно. У нас с ней, я даже не могу сказать на протяжении скольких лет, наверное, больше чем 20, прекрасные отношения. Причем она нам очень помогала и помогает в становлении команды в групповых упражнениях. Татьяна Владиславовна была в Казани в июне, потом в декабре. Смотрела, как работают групповые, меняла им программу, ставила новую, изменяла под новые правила. У нас прекрасные отношения, и после её назначения мы, естественно, поздравили ее с новой должностью.

И, кстати, по поводу Даши Шкурихиной – в том, что Дашу взяли в сборную России, как раз большая заслуга Татьяны Владиславовны на тот момент. Мы понимали, что девочку вырастили до определенного возраста, дальше мы с ней не справляемся, другой уровень должен быть. У нас не было возможности подготовить так, чтобы ее увидели в Москве. Это сделала как раз Татьяна Владиславовна. Мы передали ее в Нижний Новгород, в училище олимпийского резерва. Она индивидуально с ней начала заниматься и подготовила так, что ее взяли в основной состав сборной России.

- Как вы относитесь к нейтральным статусам и выдохнули ли вы чуть-чуть, когда их разрешили получить?

- Пока на этот вопрос я не готова ответить. Давайте подождем, посмотрим, как пойдет. Смотря ведь какое отношение к этому нейтральному статусу будет. Если их разглядывают под лупой и не дают сильнейшим спортсменам выступать, потому что кто-то дедушку поздравил с 9 Мая, и когда их унижают, как можно относиться к такому нейтральному статусу? А то, что у спортсмена короток век и они жизнь положили, чтобы достичь результата и не виноваты, что не могут этот результат показать, тут, конечно, я полностью на стороне спортсмена и тренера. Пугает только тот вопрос, как к ним будут относиться все недоброжелатели.

- О медийности. Дмитрий Губерниев приезжал на чемпионат России по лыжным гонкам, сделал несколько резонансных заявлений. Но они значительно подстегнули интерес к турниру. Хотели бы вы, чтобы он комментировал и художественную гимнастику?

- Это сложный вопрос. Я прекрасно отношусь к его таланту комментатора. Он очень хорошо ведет многие праздничные программы, которые проводятся в художественной гимнастике, — это те же фестивали Алины Кабаевой, фестивали-концерты у Ирины Александровны Винер. Я его больше знаю как такого ведущего. Как он будет комментировать художественную гимнастику? Может, и есть плюс, но понятно, что он не должен быть там один, а рядом должен быть специалист, который бы ему подсказывал. Если в лыжных гонках он профи, знает все тонкости этого вида спорта, то не думаю, что он знает их и в художественной гимнастике. Да, если, например, он сядет в комментаторскую со специалистом из художественной гимнастики, судьей или с именитым тренером, который знает все тонкости, тогда почему нет?

- А как вы относитесь к тому, что многие спортсменки по завершении карьеры уходят работать на ТВ?

- Почему нет? Возьмите Ляйсян Утяшеву как пример. Не все остаются тренерами работать. У нас из воспитанниц есть и медики, и врачи-косметологи. Есть девочка из династии стоматологов. Она мастер спорта России, закончила спортивную карьеру, но пошла в медицинский и сейчас прекрасно выступает на международных конференциях. Некоторые в театральный поступают. Буквально недавно в Москве я встретилась с нашей выпускницей Эльмирой Галиахметовой. Она пришла на Гран-при. Сейчас учится в театральном в Москве на организатора массовых мероприятий. Говорит: «Я как раз хочу массовые спортивные мероприятия проводить».

- Одна из набирающих тем в последнее время — это тарологи. Не рассказывали ли вам девчонки, что хотели бы ими стать?

- Нет, не слышала ни разу. Мне не говорят. Но дети же больше общаются со своими тренерами. Может быть, с ними они обсуждают это. Я по должности больше работаю с детьми, которые в сборной республики. А с малышами об этом говорить не будешь. Там только: «Дома все хорошо? Как у тебя братишка, как сестренка? В школе какие дела?»

Picture background

Фото: министерство спорта РТ

- Художественная гимнастика наравне с плаванием и синхронным плаванием — виды спорта, где девушки предстают в купальниках. Многократная чемпионка мира Юля Ефимова рассказывала истории из спортивной школы, где происходили случаи домогательств от мужской аудитории. Встречались ли такие случаи в вашем виде спорта?

- Не слышала ни разу. Однозначно отвечу — ни разу не слышала.

- За что вы любите художественную гимнастику?

- Вы знаете, как бы это не было удивительно, но художественная гимнастика перевернула мою жизнь. Я профессиональный экономист, окончила Казанский финансово-экономический институт. Второе мое образование — Поволжская академия госслужбы при президенте РФ в Саратове. Но при этом получилось так, что, когда моему ребенку было три с половиной года, в садике ее заметила тренер по художественной гимнастике. И она просила, чтобы мы ее привели в художественную гимнастику. Я была категорически против, потому что в свое время занималась танцами. В доме пионеров с удовольствием танцевала, а в музыкальной школе играла на скрипке. Думала, что моя дочка тоже будет просто танцевать. В общем, нас «заставили». Воспитатели уже говорили: «Ну своди один раз». И теперь мы 37 лет в художественной гимнастике. Вот так я пошла вместе с дочкой. Потом у неё стало получаться, она была и чемпионкой республики, и членом сборной РТ. И как-то так вышло, что я уже переключилась полностью на её интерес и в свое время даже ушла с работы, так как нужно было заниматься детьми. Есть ещё и вторая дочка, у нее немножко другое направление. Посвятила себя сначала дочери, а потом пришлось брать в свои руки и «немножечко» наводить порядок в художественной гимнастике, привлекать спонсоров. Видимо, мое образование помогло. Как я могу относиться к художественной гимнастике? Я с 1999 года официально в ней работаю. А дочку привела в неё в 1988 году.

- Какая у вас главная цель для наших гимнасток?

- Главное, чтобы этот вид спорта развивался, чтобы он не останавливался. Нам очень тяжело было создать эту машину, очень тяжело было создать федерацию, создать организацию. Гульнара Ильдусовна, президент федерации, пришла к нам в 2011 году, и у нас начался новый виток развития, создавались новые благоприятные условия для детей. Появилась финансовая поддержка благодаря ей, которая способствовала укреплению имеющихся наработок и возможности улучшать спортивное мастерство и повышать результаты. Для себя мы решили - нам нужны здоровые дети. Да, результаты никто не отменял, но чтобы эти результаты не стоили здоровья наших детей. Если я сейчас буду размахивать красным флагом и говорить, что мы хотим воспитать олимпийскую чемпионку, это будет нечестно. Какой руководитель не мечтает о том, чтобы его труд был замечен. Ребёнок покажет результат, тогда скажут: «А кто там руководил-то в это время?» Да, конечно, это спорт, олимпийский вид спорта. Мы хотим, чтобы наши дети показывали результат, но не ценой здоровья.