Вяльбе: «Надеюсь, моя розовая шапочка останется внукам и правнукам»
Поговорили с боссом российских лыжных гонок.

Уже в эти выходные в Кировске стартует финал сезона в лыжных гонках. А это значит, что пора было поговорить с главным человеком в нашей стране в этом виде спорта. Конечно же, это президент Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе. «Вечерняя Казань» поговорила с трёхкратной олимпийской чемпионкой и узнала о тенденциях сезона, её легендарной розовой шапочке и 15-летнем юбилее на посту главы ФЛГР.
- Очередной сезон подходит к концу, остался финал в Кировске. Вы, как президент Федерации лыжных гонок, какие основные тенденции по этому сезону выделите?
- Меня радует, что молодежь не стесняется обыгрывать великих, именитых спортсменов. Это всегда приятно. Радует, что практически весь сезон и у мужчин, и у женщин есть 5-6 человек, которые стабильно выступают на всех этапах и на чемпионатах. У них мало пропусков и они реально стабильны. Это тоже хорошая тенденция. Насчет конкуренции - она была и ранее, она у нас всегда хорошая. Радует, что нас стало посещать очень много зрителей. Мы реально видим, что вновь стали интересны болельщикам. Причем в разных регионах страны. Это тоже хороший показатель. Сезон был хороший, насыщенный, новшества появились - у нас есть смешанная эстафета и сейчас будет пролог на финале Кубка России. И теперь уже знаменитый наш подъем в гору, который тоже все ждут.
- Готовясь к нашему с вами интервью, обнаружил, что в этом году исполняется 15 лет, как вы руководите российскими лыжными гонками. Как, по-вашему, изменились лыжные гонки и как вы сейчас оцените свою работу?
- Этот вопрос надо задавать не мне, а коллегам, с которыми я работаю. Мне кажется, что нет предела совершенства, хочется идти вперед. Работаю с удовольствием. Да, безусловно, бывают какие-то промахи, ошибки у меня и у коллег, но это бывает крайне редко. Чаще даже это раздувается в СМИ по незнанию самих журналистов. А потом у нас прощения никто не просит, когда понимают, что они были неправы. Я работаю не одна, у меня очень хороший коллектив. У меня очень хорошие руководители федерации на местах, с которыми у нас хороший контакт. Мы все стараемся работать на результат.
- За эти 15 лет на вас выходили, возможно, представители других сборных и приглашали прийти к ним в федерацию или тренерский штаб?
- Нет, слава тебе господи. Я никому не нужна и очень этому рада.
- Параллельно с нашим сезоном заканчивается и международный. Следили ли вы за событиями на зарубежных турнирах?
- Нет, не следила, не смотрела и узнавала очень скудную информацию. Тренеры наши некоторые смотрели, что-то говорили. Я же не следила и ничего не смотрела.
- За последнее время, наверное, лыжные гонки стали более зрелищными. Как вы видите, меняется отношение к лыжным гонкам?
- В лыжные гонки люди начинают влюбляться, когда в этом виде спорта есть лидеры мирового уровня. Они у нас сейчас есть, и людям, конечно, гораздо интереснее смотреть, когда борются олимпийские чемпионы между собой, плюс вся остальная рать, которая, выходит на старт, хочет побеждать. Зрелищность - она же в основном за счет конкуренции. У нас таковая имеется на российском уровне. Точно так же, как приход детей в детские спортивные школы - как только появляется новый олимпийский чемпион, обычно с этого региона начинается определенный бум. Я все время привожу в пример шорт-трек, о котором до 2014 года в нашей стране не особо знали.
Да, коньки были, но шорт-трек не был таким популярным. А для меня он более зрелищный вид спорта, чем коньки, не в обиду конькобежцам. Со многими из них знакома лично, и с олимпийскими чемпионами общаемся, дружим. Но после 2014 года, когда Виктор Ан выиграл медали, я приезжаю в регион и всегда слышу, что дети стали заинтересованы в шорт-треке. Это говорит о том, что детям и родителям интересно приводить туда детей, где есть результат. Результат - это награда на мировом уровне.

Фото: ТАСС
- Про чемпионат России в Казани. Многие эксперты говорили нам, что это уровень Кубка мира. Как вы оцените этот турнир?
- Согласна с теми, с кем вы разговаривали, что даже не на всех этапах Кубка мира такой уровень организации. Мы после этого были в Сыктывкаре, и приезжал президент Федерации лыжных гонок Республики Татарстан, его заместители. Много общались с новым руководителем, с президентом федерации Республики Коми, рассказывали, как проходил чемпионат у них. Несмотря на то, что имея огромнейший опыт в проведении мероприятий уровня чемпионата России и чемпионата мира (в Сыктывкаре в советское время проводили этап Кубка мира!), всё равно люди понимали, что есть чему поучиться, и на ходу делали какие-то пометки и многое меняли.
У Татарстана есть хороший опыт проведения соревнований самого высокого уровня, теперь в том числе и по лыжным гонкам. Абсолютно не к чему придраться. Мы до этого не просто так проводили в Казани два этапа Кубка России. Это были специальные тестовые мероприятия, где сразу же находились какие-то недочеты, и они все были ликвидированы для того, чтобы провести большой турнир. И всё прошло без сучка и задоринки. За что я безмерно благодарна. Приятно, когда люди слышат, готовы сотрудничать и воспринимать какие-то свои недочеты абсолютно адекватно. Сейчас Республика Татарстан - большой пример в спорте для многих. И не только в лыжных гонках.
- Знаю, что на высоком уровне обсуждалась идея проведения марафона вдоль Казанки, вокруг Кремля. Если в следующем году все-таки количество снега и небольшой мороз будут сопутствовать, вернетесь к этой идее?
- Это очень интересная идея. Правда, марафонами сама лично я не занимаюсь. У нас для этого есть отдельный комитет. Но, тем не менее, мы по этому поводу, как говорится, не опускаем руки и надеемся, что нам рано или поздно удастся это воплотить в жизнь. Потому что это будет фееричная история - и спорт, и красоты Казани. В этом году говорить об этом было совсем неуместно, потому что погода внесла свои коррективы.
- Елена Валерьевна, где хранится ваша знаменитая розовая шапочка? Дома или вы передали её в музей спорта?
- У меня дома есть свой музей. Она хранится в моём музеи вместе с наградами. Передавать её я никуда не собираюсь. Надеюсь, она останется моим внукам, правнукам, праправнукам. Моль её не ест (смеется).
- Как вы относитесь к бракам внутри одного вида спорта? Не мешает ли это развитию спортсмена?
- Да вы что? Любовь - она же окрыляет, как она может мешать? Нет, конечно, это же прекрасно, и это логично, что людям на самом деле некогда, и когда люди находят в своем кругу, это всегда, мне кажется, более перспективно.
- Про нейтральный статус. Расскажите то, что сейчас можно сказать. Раскройте секрет - есть ли какие-то подвижки с FIS?
- В FIS на очередном заседании совета в очередной раз будет поднят вопрос нашего возвращения. До него еще больше месяца. Ранее они собираться не будут. И отдельно этот вопрос выноситься не будет. Каково будет решение? Нам сложно говорить, потому что есть недружественные страны, которые там превалируют. И самое главное, там очень серьезное скандинавское лобби, которое не желает видеть россиян ни в каких статусах.
- Елена Валерьевна, за что вы любите лыжные гонки?
- Во-первых, за то, что они сделали меня таким человеком, которым я являюсь. Это такой спорт, где некогда нюни распускать, надо все время пахать, чтобы был результат. Если так рассуждать, то ты все время на природе, работают все группы мышц. Конечно, не все становятся олимпийскими чемпионами, но это вид спорта, который человека очень серьезно закаляет, в прямом и переносном смысле.
До того, как я стала заниматься лыжными гонками, очень часто простужалась, болела, а когда стала все время проводить на лыжне, то у меня это куда-то постепенно исчезло. Мне кажется, что в лыжных гонках есть какая-то своеобразная эстетическая красота.
Выходят такие мощные, натренированные лыжники - и мужчины, и женщины. Когда девчонки или ребята переодеваются и это делают на улице, многие люди это видят и потом понимают, какие у нас красивые мышцы, какой у ребят накачанный пресс. Мне кажется, это все вместе взятое - просто определенная красота. Сейчас я просто люблю лыжников, просто люблю и все. И люблю то, чем я занимаюсь, получаю от этого удовольствие.
Фото: скриншот трансляции
- Наблюдая за вами на чемпионате России, нам вы показались достаточно строгим руководителем. Но от спортсменов по сборной слышали несколько историй о вашей помощи им. Как вы сами себя идентифицируете в этой роли - как соратника или как строгого наставника?
- Я считаю, что любой руководитель должен иметь и кнут, и пряник. В первую очередь я хочу, чтобы они понимали, что я делаю все для любого спортсмена, чтобы он показывал результат. Будь то какие-то домашние проблемы, какие-то травмы, какие-то недопонимания с тренером. Все они возраста моего старшего сына, а многие даже моей средней дочери. Ну и, конечно, я как женщина в какой-то степени к ним как мать подхожу, поэтому мама же не может быть всегда строгой. Если надо поругать, я поругаю, но делаю это крайне-крайне редко и, как правило, я не делаю это прилюдно.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
Заварухин поставил на жестокую борьбу – и не прогадал. Итоги матча (4:3) в материале «Вечерней Казани».
Счет в серии открыт – и он не в пользу Екатеринбурга – 4:1 (1:0 в серии).
Чем новый «Ак Барс» может удивить в серии игр «на вылет»?
Время шуток прошло, и теперь ждет матч против серьезного соперника.
Поговорили с вице-президентом республиканской Федерации художественной гимнастики.