Павел Тетюхин: «Когда стали 14-ми, было два предложения от российских команд»
Поговорили с капитаном и лидером «Белогорья».

«Финал шести» Кубка России дошёл уже до стадии полуфиналов. Но для белгородского «Белогорья» турнир, к сожалению, уже завершён.
Ещё до первого матча белгородцев на турнире «Вечерняя Казань» поговорила с капитаном команды и сыном прославленного Сергея Тетюхина Павлом.
«Если бы не «Белогорье», то поездка за границу была бы приоритетнее»
- Ты приехал с первого матча на этом турнире - «Зенит» (Санкт-Петербург) против новосибирского «Локомотива». Расскажи, кого поддерживал?
- В принципе, предпочтений по командам не было. Поддерживал своих друзей и ребят, с которыми знаком в жизни. Не сказать, что для нас есть какой-то подходящий результат команд. Наверное, чисто логически лучше, чтобы они чуть-чуть подустали, но в целом без разницы. Только начало турнира, все раскачиваются. Не думаю, что сейчас после одной игры все быстро устанут.
Мне понравилось, как сыграли Дмитрий Лызик, Ваня Яковлев. За них больше всего переживал. Ильяс Магомедович Куркаев тоже очень достойно смотрелся. А в целом питерский «Зенит» сыграл почище как будто и выиграл.
- У тебя папа играл здесь и жил 4 года. Как хорошо ты знаешь Казань?
- Я Казань хорошо знаю, но не потому, что в детстве здесь был. Больше потому, что когда мы начинали с Таней (девушка Павла Тетюхина. — «ВК») общаться, встречаться, она жила в Казани и мы часто приезжаем сюда летом на прогулки, к друзьям. У нас много друзей здесь живут, и, в принципе, когда мы начинали общение, в Казани мы увиделись первый раз и гуляли. Я хорошо ориентируюсь в столице Татарстана, пешочком дойти много куда могу. Наверное, больше знаю центральную часть и около центра волейбола.
- Что из татарской еды пробовал?
- Много чего. И мясное, и сладкое. Но сразу выделю эчпочмак - это просто гран-при для меня. Он для меня выше стоит, чем чак-чак. Хотя я знаю, что здесь нельзя говорить, что чак-чак хуже чего-то. В целом для меня эчпочмак на первом месте.
- Второй сезон подряд у «Белогорья» бронза Суперлиги. Как оценишь этот результат?
- Третье место для нас — это результат нашей объективной силы. Если один раз на третье место можно заскочить, где-то, может, с соперником повезло, по какой-то сетке простой и так далее. А когда получается два раза занять третье место, то это уже закономерность. Чувствовалось, что мы могли и в финал попасть, но, опять же, так же чувствовалось это и год назад.
И я думаю, команда, которая занимает третье место, априори должна иметь возможность попасть в финал. «Зенит» объективней был сильнее в полуфинале. Выиграл по всем концовкам, по всем статьям. Хорошо, что мы выиграли третье место. Опять же, «Динамо-ЛО» - это серьёзный соперник. Они обыграли московское «Динамо», весь сезон показывали хороший волейбол. Это команда с хорошими, сильными игроками. Поэтому в целом очень серьезно относились к этой серии. Хорошо, что получилось ее выиграть.
- Мохаммед Аль Хачдади провёл один из худших сезонов, по статистике. Расскажи, как внутри команды это воспринималось, поддерживали?
- Конечно, поддерживаем. В первую очередь потому, что это часть нашей команды. Во-вторых, зная Мохаммеда, его боевой дух, он боец по жизни, любит соревноваться, любит драться, и он переживал сильно из-за того, что у него что-то не получается. Опять же, он проводил слабый сезон на фоне себя прошлогоднего, позапрошлогоднего, когда был лучшим диагональным в мире. Его высокий съем, сильный удар, все привыкли видеть, как он тащит нашу команду.

Фото: ВК «Белогорье»
В этом году не было такого, что он прям тащил. Опять же, у него не было каких-то очень плохих, мне кажется, временных отрезков. Нам не хватало именно того Мохаммеда, который нас протащит один, но это не значит, что он должен быть у нас всегда. Он старался, он бился, я могу сказать, что он молодец в этом плане. Он отдал себя полностью. Много чего делал, пошёл на большой компромисс с собой, чтобы вернуть себе и форму - лечение, обезболивающие. Он молодец, реальный боец, поэтому мы его все поддерживали. Понимает, что он большую работу проделывает, и мы это тоже понимаем, мы его сильно любим.
- Полуфинал вашей команды против питерского «Зенита» был достаточно на равных - несколько матчей по 3:2. Чего в концовке не хватает «Белогорью», чтобы такие игры выигрывать?
- Самое лёгкое, что приходит в голову: не справились с Бабкевичем. Не хватило физических данных наших, может быть формы, может быть выносливости справиться именно с Бабкевичем. Он перепрыгал нас, переждал этот момент, стал таким фактором X. Это не значит, что он там один выигрывал, просто «Зенит» — такая команда, которая большую нагрузку доверяет Бабкевичу. Он её выдержал, и наверное, это то, с чем мы не справились.
С остальными игроками более-менее мы справились в какие-то моменты. А если по нашей игре говорить - наверное, не хватило того, что крайние игроки все вместе не сыграли одну игру. У нас кто-то постоянно выпадал - то я, то Мохаммед, то Чжан. Только Андрей Марченко хорошо выходил каждую игру, но он свою работу всегда выполняет хорошо.
Не хватило, наверное, чтобы все мы в один момент сыграли хорошо. Это тяжело предугадать, предсказать, как это бывает. Это то, где нам стоит добавить. Это то, что мы знаем и то, что мы можем проанализировать и сделать выводы и пойти вперёд.
- Что Волков сказал по итогам сезона?
- Сезон для нас продолжается, закончится только чемпионат. Я думаю, поговорим мы конкретно о каких-то результатах после кубка, потому что нужно судить уже о сезоне полноценно. Пока что из трех больших турниров, которые у нас были, два мы закончили с бронзой, в одном вылетели в четвертьфинале от «Локомотива». Но не сказать, что провально или не провально, везде бились, везде сражались. Насколько результат может быть положительным — это уже складывается от ожиданий от себя. Нет у нас ожиданий, мы все движемся к цели. Цель пока что не достигнута, но в целом мы хорошо бьёмся, хорошо сражаемся, все ребята отдаются. Я думаю, это самое главное - искать пути в этом, отдаваться полностью, и тогда результат придёт.
- Какая у команды медальная задача на «Финал шести»?
- У нас нет медальной задачи. У нас есть цель побеждать. Она должна прийти не от того, что задачу нам поставили и мы должны её выполнить, а от того, что эту цель мы хотим выполнить и мы движемся к ней. Это не значит, например, если мы выйдем в финал, то для нас выполнена задача. Цель у нас — выиграть. Насколько близко мы подойдём к цели, мы посмотрим по кубку.
Хотелось бы, конечно, ещё медаль. Это хотелось бы мне уже как игроку, как, наверное, каждому в клубе представляющему человеку, чтобы ещё одна медаль была в сезоне. Конечно, хочется, но цель у нас основная только одна.
- Ты часто в интервью говоришь, что хотел бы остаться играть в «Белогорье». Были ли варианты переехать в Казань?
- Были, может быть, какие-то разговоры во времена, когда у нас было старое руководство и 14-е место, мог уйти из Белгорода. Это был, наверное, самый реальный шанс уйти. Были предложения от двух команд из России, они играют на хорошем уровне.
- Мысли по поводу Европы возникали?
- Мысли какие-то были в плане того, что, когда у нас закончились Еврокубки, хочется попробовать себя на международном уровне. В России ограниченный список команд, ограниченные турниры — это не претензия сейчас никому, это реальность. Это во всех видах спорта мы сейчас видим, и просто интересно попробовать себя на международном уровне. Посмотреть другие системы подготовки, посмотреть себя с теми игроками, которых ты обычно видишь по телевизору, смотришь какие-то соревнования. В этом плане интересно.
Но чтобы переехать, играть за рубежом, такого желания, наверное, сейчас нет. В клубе, где я сейчас нахожусь, ещё много чего хочется доказать и показать. Так что, я думаю, настрой пока на это, мысли другие не лезут в голову. Но если бы не «Белогорье», то поездка за границу была бы приоритетная.
«Финал Олимпиады 2012 года смотрел на сборах детской команды в Анапе»
- Как дела у Сергея Юрьевича? Как дела у клуба, как структуры?
- Он занятой человек, у него очень много дел, особенно в связи с тем, что мы не расположены в Белгороде. Он живёт этим делом, ему интересен волейбол, ему интересны люди, которые вокруг, у него есть свое мировоззрение, как должна строиться команда, как должен строиться клуб. Во многом, конечно же, она подходит и мне по философии, потому что мы очень много с ним разговаривали, беседовали.
Ему интересно мнение многих людей, он учитывает это, за что ему спасибо, что он так широко подходит к этому делу. У него действительно много дел, он сильно устаёт, но при этом это дело его жизни, он нашёл себя в этом. Как руководитель - это лучше, наверное, спросить у игроков. Мало кто жалуется, я думаю, все условия создаются. Игроки могут сами что-то сказать - свои впечатления, свои пожелания, всегда это услышится, учитывается. Это очень важно, мне кажется. Мне как игроку это очень сильно важно, и поэтому, я думаю, все супер, но просто он очень занятой человек.

Фото: ВК «Белогорье»
- Ещё об одной персоне российского волейбола хотелось бы поговорить, это Владимир Алекно - не чужой человек для Казани. Хотелось ли когда-то поиграть под его руководством?
- Я поиграл уже под его руководством, недолго конечно, всего четыре партии на Кубке Первого канала. Была интересная история перед этим турниром - перед тем как поехать на драфт, мы с ним встретились около гостиницы. Он поздоровался, улыбаясь, меня спросил: «За какую команду ты хочешь играть? Есть какие-то предпочтения?» Я сказал: «Если вы меня выберете, я не обижусь. Конечно, я был бы рад поиграть под вашим руководством». Вот так я ответил. И он меня взял, сказал: «Давай».
- В тот момент почувствовал доверие?
- Почувствовал доверие, чуть-чуть лёгкий пот по спине, лёгкое давление. Ты понимаешь, что это люди, которые строят волейбольную историю России, и они с доверием и с такой лёгкостью к тебе относятся. Он, конечно, глыба российского волейбола, о чём тут говорить. Человек, который действительно много чего сделал для русского волейбола. Самая великая победа, которая пока есть у России, была при его руководстве.
- Кстати, о победной Олимпиаде в Лондоне. На днях вышел фильм «Финал». Удалось ли тебе его посмотреть?
- Нет, фильм не удалось пока посмотреть.

Фото: скриншот фильма
- А вспомни, где был, что делал в тот день - 12 августа 2012 года?
- Когда был тот финал, мы были в Анапе на волейбольных сборах. Мы ездили тогда из Белгорода на автобусе в Анапу. Смотрели матч, наверное, человек тридцать в двух комнатах размерами с небольшую кухню в любой квартире России. Очень маленькие комнатушки, просто дичайшая температура, которая повышена из-за матча, из-за количества вдыхаемого воздуха. Смотрели, переживали, болели, у нас чуть ли не фан-сектор целый организовывался.
Наверное, единственное, что из того момента меняется, это осознание того, что это была Олимпиада, какой-то турнир. Мы-то думали: «Олимпиада, да, круто». В детстве не кажется, что это раз в четыре года. А это событие, которое меняет историю.
- Про сборную России. Есть какие-то новости о ближайших матчах? Может быть, товарищеских?
- Лучше ждать официальный анонс от федерации. Честно говоря, меня никто не уведомлял. Сказали скинуть наши паспорта, документы — и все.
- Три года уже все наши игровые виды спорта под баном. Не перехотелось ли играть за сборную?
- Если бы я сыграл лет 10 за сборную, может, были бы какие-то усталостные воспоминания. Нет, конечно, я особо и не играл за сборную. Поэтому это остаётся желанием и задачей. Но повлиять на это в спортивном плане никак нельзя. Как бы ты хорошо ни играл за сборную, официальные игры ты играть не будешь. Ждём, пока бан закончится. Завершение бана зависит далеко не от спортивных моментов. Поэтому просто ждём перемирий, снятия бана и возможности выступать, показать себя.
- Расскажи, как сейчас дела в твоём родном Белгороде?
- Переменчиво. Бывают дни, когда тихо, спокойно. Я приезжал на три дня недавно - было солнечно, здорово, прекрасно. А бывают дни, когда ракеты в дома прилетают. Тут тяжело что-то сказать. Люди живут в пассивном, перманентном стрессе, который витает в воздухе. Я думаю, местные уже привыкли к этому, но приезжим не всегда бывает комфортно от звуков сирены, от уведомлений о том, что атака дронов может быть, и так далее. Прямо сейчас там не так плохо, но, опять же, я лучше не буду каркать, по-разному бывает, и день ото дня отличается там.
- Всю Россию облетели кадры из социальных сетей Сергея Тетюхина с обломками от снарядов. Расскажи, был ли ты в Белгороде в этот момент или где-то на выезде?
- Мне кажется, мы уже тогда в Туле играли. Я не был удивлён. Это просто одна из фотографий, которая попала, но то, что осколки там падают на родительский дом с завидным постоянством, я знал давно. Просто получилось, что именно эта фотография попала в массы. Но это не первый раз, когда он собирал осколки на крыше или по территории.
Это бывает. Даже есть видео, когда Витя Кравченко (спортивный блогер) приезжал в дом к родителям и показывал - действительно огромная гора осколков. И осколки таких масштабов и такого веса, что способны там нанести не то что вред здоровью человека, а просто закончить жизнь.
- Город при этом продолжает жить?
- Абсолютно. Много людей, сейчас стало больше, чем год назад. Люди живут повседневной жизнью, стараются не то что не замечать, свыкаться с этим. И очень активно детские площадки наполнены детьми, спортивные площадки наполнены спортсменами. И в целом, помимо каких-то больших таких массовых мероприятий, город живёт обычной жизнью.
«Любимый игрок «Ак Барса» - Артём Галимов»
- Кепка «Ак Барса» у тебя на голове. Сколько она уже у тебя?
- Мне её подарили осенью на день рождения. И в тёплую погоду я не стесняюсь её носить. Мне нравится, она модная, классная. Она надолго у меня останется, пока я не потеряю либо совсем не разорву её. Особенно в Казани мне всегда приятно надеть то ли шапочку, то ли кепочку, что-нибудь с символикой «Ак Барса». Джерси мне не разрешили надеть, сказали: «Ты за «Белогорье» пока играешь, а не за «Ак Барс».
Не часто получается попасть на игры казанского клуба. Спасибо им, что в этом году дали хорошую надежду, когда повели 2−0 с «Динамо», что мы всё-таки можем попасть с кубка на их игры, но, к сожалению, так бывает в спорте, что можно и четыре игры проиграть подряд.
- Как давно болеешь за «Ак Барс»?
- C детства, очень давно.
- Любимый игрок?
- Да там много хороших ребят. У них проблема, как и у нас, - не могут все сыграть. В этом году Артем Галимов понравился, молодец. Честно говоря, не сильно от него ожидал. Надеюсь, всё получится у него, где бы он ни оказался после сезона - в НХЛ или в «Ак Барсе». Сафонов, кстати, тоже молодец.

Фото: ХК «Ак Барс»
У меня отдельная какая-то теплота к хоккейным вратарям. Мне кажется, неблагодарная это работа - шайбы по ним бьют. Поэтому Мифтахову, Билялову большого крепкого мужского здоровья и больше радостных моментов в жизни, потому что у них, мне кажется, неприятная работа.
- А ты сам пробовал играть в хоккей?
- В детстве я играл на зашкольном дворе на льду, который просто водой залили, снег, и типа играйте - то ли в коньках, то ли в ботинках, какими-то палками непонятными. Так, чтобы поиграть хорошенечко в экипировке, поехать, покататься не пробовал. Но есть в дальнейших желаниях такой пункт.
- Главная цель на ближайшие годы?
- Наверное, выиграть трофеи с родным клубом. И наслаждаться волейболом, не терять страсть. Потому что если мне перестанет это нравиться, то вообще перестану играть в волейбол. Сейчас хоть кое-как держусь ещё на волейбольном уровне, а как только перестанет нравиться, думаю, скачусь до уровня игрока высшей лиги D и буду там уже погибать и гнить.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
Но какими разными получились эти неудачи.
Разбираем главных фаворитов на медали.
Картина о выдающейся победе российских волейболистов нашла отклик у молодежи.
Бронзу разыграли в трёх партиях.
Тренер навязал команде узнаваемый стиль, а теперь добавил в него немного изящества.