Интересное
Автор материала:Павел Мельников

Игры БРИКС: пять быстрых мыслей по итогам турнира

Добавите свои?

Игры БРИКС: пять быстрых мыслей по итогам турнира

Фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Вчера подошли к концу соревнования союза стран БРИКС. Впервые за восьмилетнюю историю турнир вобрал в себя так много дисциплин и так много спортсменов. Игры длились 12 дней, и за это время было разыграно 387 комплектов медалей. О количестве участников до сих пор доподлинно неизвестно — об этом мы поговорим позднее в этом тексте.

А пока — предлагаем разобраться с главным. Пять мыслей о турнире — в материале «Вечерней Казани».

Игры БРИКС не замена Олимпиаде

На протяжении всего турнира, так или иначе, у журналистов, спортсменов, зрителей возникали вполне законные и оправданные ассоциации Игр БРИКС с играми Олимпийскими. Те спортсмены, которые в Париж не поедут, — поехали в Казань. Те страны, которые в Париж не едут, — поехали в Казань. И далее по списку.

Все чаще организаторам задавался вопрос: «Действительно ли Игры выступают альтернативой Олимпиаде?» Ответ был однозначен: «Абсолютно нет. Не заменяют». С одной стороны, все понятно: не тот уровень участников, не такие бюджеты, не такая история и репутация.

Фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

С другой стороны, сами организаторы противопоставляли себя Олимпиаде. Из раза в раз звучали лозунги о свободе спорта, дружбе и атмосфере праздника, в котором все чувствуют себя равными. Это полная противоположность тому, что мы слышим об олимпийском движении прямо сейчас из всех телевизоров и каналов в различных социальных сетях.

Игры БРИКС не замена Олимпиаде. Не тот уровень. Игры БРИКС — возможность для наших спортсменов снова почувствовать себя нужными.

Российские спортсмены получили свой международный турнир

В годы, когда наша сборная участвовала в Олимпийских играх, пускай и в нейтральном статусе, имена наших атлетов были на слуху у всех, а каждая награда на турнире обсуждалась почти каждый вечер. Это было золотое время, когда более популярные виды спорта уходили на дальний план, а в топ новостей выходили истории о прыгунах с шестом, тяжелоатлетах, дзюдоистах и многих других.

Сейчас в командах идет смена поколений, когда старые звезды нашего спорта уходят ввиду отсутствия реальной мотивации движения к международному триумфу. Они все еще остаются на околоспортивной орбите, однако в атмосферу возвращаются лишь отчасти.

Вполне ожидаемо, чемпионаты России по бадминтону или настольному теннису не собирают аншлагов — никому эти виды спорта неинтересны. Мы не узнаем их имен и фамилий, пока не случится инфоповод, который потащит их в федеральную повестку.

Фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Игры БРИКС же добавляют к стандартным «победил на турнире» прилагательное «международный», который сразу заставляет человека сделать на телевизоре звук погромче или тыкнуть на ссылку.

«Игра забудется, а результат — останется»: своеобразный лозунг, отражающий Игры БРИКС. В данном случае игра — это сам турнир (его ход, соревнования в отдельных дисциплинах и проч.), а результат — проведенное большое первенство, первое место России в медальном зачете и более 60 стран, которые приехали в Россию в олимпийский год.

До сих пор непонятно: сколько стран выступило на турнире?

Возможно, мы бы и не обратили внимания на эти цифры. Например, на Евро нам, ну или лично мне, без разницы, сколько приехало команд, игроков, болельщиков из разных стран. Сама марка «Евро» уже дает кое-что понять. Совсем другая история получается с Играми БРИКС.

До этого, пока соревнования проходили «где-то там» (дважды в ЮАР, единожды в Китае и Индии), нас в целом эти Игры не особо волновали. Нас они не касались, как и звездных спортсменов из популярных дисциплин. Соревнования проходили за 7 дней (максимум — 29 в онлайн-формате). Теперь же Игры вызвали серьезную перестройку российского «миллионника», а также подкрепились именами типа Нагорного, Винер, Кабаевой и других.

Цифры для статистики для нас важны еще и тем, что о них говорят много: каждый пресс-подход — краткий отчет о том, сколько стран приехало, сколько участников. И тут начинаются вопросы. Тянутся они еще с церемонии открытия.

Фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Тогда Путин в приветственной речи сказал о более чем 3000 участниках, ведущие сказали о 4500, а на сайте — 4751. Конечно, подходит все, но какой разброс! По странам — история соответствующая: 100 — у Путина, 89 — у ведущих, на сайте — около 90 (теперь вообще 82), ранее фигурировало число 97.

И я был бы рад поверить, однако вспомним незакрытые дисциплины, в которых участвовало по одному человеку, вспомним историю с латвийцем, который вот уже как два года пропал из поля зрения чиновников из Латвии, приехал в Россию, не выступил ни разу — но занял четвертое место. Вспомним про пустые заявки на сайте Игр — и сколько к нам по итогу приехало?

Конкуренции — не было. Ее, честно говоря, и не искали

Еще перед началом Игр было очевидно — сильнейших спортсменов планеты мы в Казани не увидим (если мы берем еще кого-нибудь помимо России). В олимпийский год, даже ради политических очков, никто не будет отправлять на «минорные» соревнования сильнейших. Главная задача — Олимпиада.

Поэтому вопросы о том, кто приедет к нам, оставались. И оставались они без ответа. Иностранные делегации заполняли свои заявки в тишине — не было представлений команд и их участников, поэтому к нам приехали, по сути, неизвестные атлеты, а может, и не атлеты вовсе, а любители.

Фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Владимир Леонов, отвечая на вопрос журналиста «Вечерней Казани», согласился с отсутствием конкуренции иностранцев с россиянами. Но она и не ставилась во главу угла. Леонов заявил, что такой уровень у соревнований — впервые, что до конкуренции дойдем когда-нибудь, а пока и наши ребята между собой неплохо соревнуются и делят медали. По итогу картина следующая: 262 золотые медали, еще 141 серебряная и 99 бронзовых.

Пока этот материал писался, медальный зачет претерпел изменения: 264 золотые медали, 142 серебряных и 101 бронзовая.

Иностранцы довольны — а как могло быть иначе?

Судя по улыбкам, по тому, как настраивались на свое выступление атлеты, как радовались завоеванным медалям, — для них турнир состоялся. Многие из них не знают вкуса побед на международных соревнования, а теперь у них есть такая возможность. Для выходцев из Таиланда, Кыргызстана, Абхазии, да той же Монголии, победа на Играх БРИКС — гигантский успех. Это момент, когда даже бронзовых призеров будут встречать как чемпионов. Довольны они и условиями, и призовыми — у многих не с чем сравнивать, увы.

Однако другую точку зрения и на конкуренцию, и на результаты высказал Илья Захаров на самом старте турнира, он дал тогда эксклюзивное интервью «Вечерней Казани». Вот что он ответил:

- Знаете, я не считаю это (отсутствие конкуренции.«ВК») проблемой. В приоритет я ставлю то, что у нас проходят эти международные соревнования. Для наших ребят этот международный дух необходим. Соглашусь, что приехали не самые мощные спортсмены из других стран, но в этом и заключается фишка Игр БРИКС. Мы создаем спортивное общество, которое станет сильным. Мы лидирующая страна, которая потянет за собой другие страны. Сегодня было правильно замечено, что международные отношения благодаря этим соревнованиям будут только налаживаться. Это очень круто.

Фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Если думать в таком ключе, что мы даем возможность другим странам побывать на международном спортивном форуме, прочувствовать эту атмосферу? — то почему бы и нет. Кто против, спрашивается?

По данным РИА Новости, Бразилия уже хочет заявить о своем желании провести Игры БРИКС. Да, сказали, что будет нелегко, но сделать что-то свое, что-то новое постараются. В том числе с помощью организаторов российских Игр БРИКС.

Кто знает, может быть, и стадионы ЧМ-2014 подремонтируют?

Все самое интересное из мира спорта в нашем Telegram«ВКонтакте» и «Дзен».