Сорин: «Не нужно сравнивать меня с Тутберидзе и Плющенко»
Поговорили с одним из лучших лыжных тренеров мира.

В Казани завершился Чемпионат России по лыжным гонкам. Львиную долю медалей забрали подопечные Егора Сорина - одного из старших тренеров национальной команды. Ему всего 39 лет, а на подготовке у него ежегодно несколько известных лидеров - Наталья Терентьева, Дарья Непряева, Савелий Коростелёв, Анастасия Фалеева, Сергей Ардашев.
«Вечерняя Казань» поговорила с тренером во время чемпионата страны о многих важных вещах, которые волнуют болельщиков лыжных гонок.
- Скучаете ли вы по тем временам, когда сами были спортсменом?
- Нет, это был другой процесс, другой период жизни. Я его прожил, было здорово, остались классные воспоминания. Сейчас другой период в жизни. Ни по чему сильно не скучаю. Интересно было и тогда, и сейчас.
- С 2018 года вы тренер одной из групп сборной России по лыжным гонкам. Вспомните, кто предложил эту возможность?
- Я сам эту идею себе предложил. Она зародилась в период работы с Маркусом Крамером. Я увидел, что у нас есть много сильных, молодых лыжников, которые уходят из юниорского возраста, но не всем им хватает места в основном составе. У Крамера очередь стояла из молодых талантов, которые хотели к нему попасть, но так как больше 10 человек было сложно организационно тренировать, Маркусу приходилось каким-то спортсменам отказывать.
- Так же было и у Бородавко (старший тренер сборной России. - «ВК»)?
- Да, когда у него появилась группа основного состава, к нему многие просились. Но не было для всех места. Плюс в этих группах были сильные состоявшиеся спортсмены, как в физическом, так и моральном плане. И многим молодым лыжникам было тяжело попасть в среду уже готовых спортсменов. Пройти этот тренировочный процесс. Я понимал, что нужна некая прослойка в сборной, чтобы после юниоров был период 2-3 года для становления спортсмена, и они окрепли физически и морально. И только потом он уже достигнет определённых результатов во взрослом спорте. Только потом он попадал в команду.
- Какая интересная задумка.
- У меня такая идея родилась, я еë пару лет вынашивал, и в олимпийский сезон 2018 года предложил Елене Валерьевне, она поддержала. Также с Юрием Чарковским этот вопрос обсуждали. Меня услышали и создали такую группу молодёжного состава - от 20 до 23 лет. Также в эту группу входили несколько спортсменов-резервистов старшего возраста.
- Вас можно сравнить с Евгением Плющенко в фигурном катании, который также готовит спортсменов в отдельной группе?
- Мне кажется, что неправильно сравнивать ни с Плющенко, ни с Тутберидзе. Это абсолютно две разные группы, они не в одной системе, не в вертикали подготовки. А у нас была предложена вертикаль подготовки - как спортсмен из юниорского состава переходит в молодёжный состав и дальше уже в основные составы. Главная идея - это не должна была быть какая-то альтернативная группа, а была некая ступень и возможность подняться выше.
Фото: Global Look Press
- Какие спортивные принципы у группы Сорина?
- Они у всех одни и те же. Кто успешнее выступает на соревнованиях, тот и попадает в состав. Нужно выполнить определённые критерии. Для каждой группы они свои. Для молодёжи - достаточно результатов на молодёжном первенстве. Если же это группа основного состава или, как у нас, собрались одни из сильнейших спортсменов, то понятно, чтобы в эту группу попасть, надо уже существенно более высокие результаты показать. Спортивный принцип один - результаты должны быть на лыжне и, желательно, на главных стартах.
- Почему лыжники очень серьёзные люди и всегда как будто в себе? Исключение - Ступак, Фалеева.
- Я полностью здесь не соглашусь, что именно лыжникам присуща эта черта. Вообще, каждому спортсмену высокого уровня присуща определённая серьёзность. Особенно в период подготовки и старта. Также надо понимать, что все люди разные. Кто-то открытый, кто-то более закрытый, есть более веселые, есть более сосредоточенные. Как правило в спорт приходят люди, которые умеют в определённый период закрыться в себе, аккумулировать всю энергию и выплеснуть еë на турнирах. Понятно, что, допустим, на телевидении корреспонденты улыбаются, ходят приветливые - часть медийности. Понятно, что спортсмены стараются уделять время своим болельщикам, раскрутке, но повторюсь, спорт - это умение совладать с собою, с энергией, которая внутри них находится.
- Есть веселые у вас?
- Да, но если я вижу, что лыжник ходит перед стартом «а-ля-ля» и веселится, или отвлекается на какие-то вещи, то я уже уверен, что результат не будет стопроцентный. На Олимпиаде, чемпионатах мира, Кубке мира та же Джессика Диггинс любит танцевать, но она ходит сосредоточенной, видно, что она вся в себе, ни на кого внимания не обращает. Четко всё делает. После финиша, конечно, особенно когда ты выиграл, можно и повеселиться. У нас Саша Большунов тоже при хороших результатах может на финише что-то более веселое сделать. Сергей Ардашев вроде бы такой серьезный парень, но выиграл он здесь на Кубке России, даже станцевал на сцене для своих болельщиков. Поэтому вот этот разговор о том, что лыжники не медийные, ну да, лыжники это не актеры, это спортсмены в первую очередь.
- Одна из частей сборов вашей группы за последний месяц была проведена в Италии. Как оцените олимпийскую трассу?
- Она специфична, тяжелые спуски, крутые подъемы, требует определенной специальной подготовки к этой трассе. Но в любом случае это очень хороший был опыт, и я очень доволен, что мы туда съездили и реально понимаем, что ожидает участников Олимпийских игр в следующем году.
- Какие-то инциденты с русофобскими высказываниями слышали в свой адрес?
- Нет, ничего такого абсолютно не было, все было хорошо, без каких-либо проблем. При том, что наши спортсмены жили с многими лидерами Кубка мира в одном отеле. Фриде Карлсон, Джессика Диггинс, кто-то из шведок еще приезжал. Никаких вообще вопросов не было. Все было хорошо.
- Про Олимпиаду. За последние, наверное, полгода слышали очень много мнений и от Елены Вяльбе (президент ФЛГР. - «ВК»), и от Михаила Дегтярёва (министр спорта РФ. - «ВК»). Каково ваше мнение? Мы должны ехать на Олимпиаду, если нас допустят?
- Я считаю бессмысленно сейчас об этом вообще даже говорить. Конечно же, мы должны ехать в любом случае на Олимпиаду при возможности. Вопрос - будут ли это возможности, какие будут условия? А все остальное это сейчас будет пустая лирика и слова на ветер. Гадания, как говорится, на кофейной гуще. Всякое может быть. Могут дать нейтральный статус без каких-либо условий. А могут дать нейтральный статус с какими-то жесткими условиями. Вплоть до условий, которые будут противоречить нашему законодательству.

Фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
- Когда только болельщики лыжного спорта увидели, что ваша четверка отправилась в Италию, в Италии разгорелась просто истерия - за счёт кого поехали и так далее. Как думаете, с чем это связано?
- Да на самом деле не было никакой истерии, надо просто поменьше читать комментарии. В любом случае, кто там оставляет эти комментарии, это так называемые провокаторы, которые хотят там разогреть всю эту историю, ну то есть это не реальное мнение людей вокруг. А люди вокруг - никто не высказывал какого-то непонимания или негатива не выражал. Все понимали, зачем спортсмены едут, как они едут. И мало кого интересовал вопрос, кто за это платит. Заплатил бы Минспорта, ну хорошо, здорово. Но могут и сами спортсмены, как и получилось, - помогла и Республика Татарстан. Они частично некоторые сборы закрыли в Италии, потому что был уже не один сбор, а три. Здесь про финансовую составляющую тоже не было никаких вопросов, поэтому меньше читайте комментарии, будет более радужная картинка.
- Вы уже говорили, что планируется в скором времени еще несколько сборов. Можете раскрыть карты, или даты пока не определены?
- Мы уже поставили в календарь ЕКП (Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий) на август и октябрь. Надеюсь, что комиссия Минспорта пропустит эти мероприятия, выделит финансирование на это.
- Планируется только Италия или еще какое-то место Среднегорья?
- Нет, это в первую очередь Италия и места в 30-50 километрах от олимпийских трасс, чтобы можно было непосредственно доехать дотуда, еще раз там побыть, покататься.
- Многие задавались вопросом, а помогут ли эти сборы хорошо подготовиться к чемпионату России? Как вы прокомментируете?
- Ну как минимум это не сыграет какой-то такой ключевой роли именно для тех ребят из моей группы. Я всегда считаю, что спортсмены должны так готовиться в группе непосредственно в самый близкий период подготовки к старту. Мы понимали, что надо съездить в Италию и покататься на трассе. Но туда не могла поехать вся команда с врачами, массажистами, сервисменами. Поэтому я спортсменов туда на две недели отправил, потом мы переехали на 10 дней в Армению. И вот этот переезд - это, конечно, самое лучшее, что можно придумать перед чемпионатом России. Ну как минимум это и не помешало, но и не помогло.
- Про Сергея Волкова хочу спросить - один из самых талантливых молодых лыжников. Как оцените его прогресс за последнее время?
- В этом году у него виден определенный прогресс. Единственное, не смог оптимально подготовиться к чемпионату России. Причину он сам прекрасно знает, если надо, расскажет. Надеемся, что сможет себя показать, реализовать на оставшихся гонках на чемпионате России и дальше уже на финале Кубка России.
- Ещё один человек из вашей группы - Наталья Терентьева. Способна ли она сейчас выйти на тот уровень, когда брала большой хрустальный глобус?
- Конечно, она способна на это и должна это делать, особенно когда пройдет этот первый период восстановления после родов. Она ещё кормит ребёнка. В этот период кормления выйти на какой-то пик невозможно, обычно это происходит после того, как женщина заканчивает кормить ребенка, и через какое-то время можно уже и нагрузку максимальную делать, и результат уже можно ожидать такой достаточно хороший. Сейчас пока нет необходимости выхода на пик формы, того состояния хватает и так, чтобы выигрывать на чемпионате России. Конечно, в следующий год будем уже ставить цель вернуть те кондиции, которые были, и даже стать немного сильнее.

Фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
- Расскажите в двух словах, как пишется и что указывается в плане, который вы составляете для спортсменов?
- Пишется сначала общий план на всю группу, и уже с этого плана делаются определенные корректировки под того или иного спортсмена, под те или иные условия подготовки, условия здоровья. Разные моменты случаются - спортсмен приболел, соответственно, нужно делать корректировку. План - это определённое совмещение тренировочного объёма и тренировочной интенсивности. Сочетание аэробных тренировок, силовых тренировок, анаэробных тренировок и тренировочных задач. Все тренировки знакомы, похожи, для всех. Вопрос, как ты их сочетаешь, в каком количестве, в каком объеме, более подробно сложно в интервью описать.
- О чемпионате России хотел спросить. Как вам трасса, как вам условия?
- Про чемпионат России уже очень много было сказано. Условия здесь на самом высоком уровне. Ни одни внутрироссийские соревнования не сравнятся с уровнем организации как здесь, в Казани. Я скажу больше, ни один чемпионат любого другого государства не сравнится с этим. Ни в Норвегии, ни в Швеции, ни в Финляндии. Я думаю, это уровень, приближенный к Кубку мира. Я думаю, даже по силам чемпионаты мира организовывать здесь в Казани. Другое дело, что есть вопросы определенные к трассе. Хотелось бы, конечно, чтобы трасса была более сложная, но мы тут с организаторами тоже думаем, как можно усложнить круг на этом рельефе, но в любом случае рельеф, который здесь, он очень хорошо сказывается на смотрибельности, здесь нет больших отрывов. Есть кое-какие моменты, которые нужно отрегулировать. Но еще раз говорю, в Казани нас очень хорошо слышат, слушают нас, и мы, я думаю, еще лучше сможем подготовить это место к будущим стартам.
- Ильшат Фардиев (президент ФЛГ РТ. - «ВК») нам как-то рассказывал, что есть два человека в сборной России, которые по шесть минут готовы работать в пятой зоне. Это Коростелёв и Большунов. Как можете это прокомментировать и есть ли еще люди, способные на такое?
- На самом деле есть. Я думаю, Павел Соловьёв умеет это делать. Ну тут надо просто покопаться, у нас таких спортсменов не один, не два, не три, вопрос - какие результаты они показывают. Другое дело, что Коростелёв, Большунов - они показывают лучшее время. Поэтому про них можно смело говорить. Это называется качество, а не гликолитической емкостью. То есть насколько спортсмен может на высоком лактате не снижать мощность, скорость передвижения. Такими качествами многие спортсмены обладают, но вопрос - какая у них скорость высокая.
- Того же Соловьёва можно довести до того же уровня, что и Коростелёва?
- Да не то что довести, нет. Мы сейчас говорим про умение. Про умение шесть минут ехать на сильном закислении, не снижая свою дистанционную скорость.

Фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
- Научить этому можно?
- Нет. Понятно, что это тренируется частично, но также это и врождённое. Допустим, Ардашев, он так не бегает. У него немножко другие качества лучше развиты. Каждый организм уникален, у кого-то есть схожие какие-то качества, но вообще по-хорошему Коростылёв, Большунов, Ардашев - это сильнейшие спортсмены, они должны обладать хорошим уровнем, качества гликолитической емкости должны быть высокие, и аэробная производительность должна быть высокая, и силовой компонент, силовой потенциал должен быть высокий.
- Какая у вас мечта есть как у тренера?
- Естественно, мечта любого тренера в лыжных гонках - это золотые медали подопечных на Олимпийских играх. Здесь она достаточно четкая, понятная.
- Неоднократно слышал мнение, что вас считают одним из лучших в мире специалистов в области лыжных гонок. Как вы к этому относитесь?
- Я никак к этому не отношусь, потому что чтобы быть лучшим специалистом в мире, надо выступать на международной арене и сравнивать себя с лучшими. Второе, вообще это звание лучший тренер, лучший специалист - я считаю, не совсем спортивное, не совсем спортивная номинация. Очень много факторов, которые определяют результат силы. Могут быть лучшие спортсмены, которые выигрывают соревнования, кубки или еще какие-то. Но про тренера так, конечно, сложно сказать. То, что по крайней мере я состоявшийся или состоятельный специалист, да, точно. То есть я знаю, что мои спортсмены могут приносить результаты, я могу раскрыть спортсмена, это да. А называть себя лучше, ну это как-то неправильно.
- За что вы любите лыжные гонки?
- Люблю за то, что это объективный вид спорта. Здесь побеждает реально сильнейший, как в физическом, так и в моральном плане. Здесь нет каких-то факторов субъективизма, который есть, допустим, в каких-то других видах спорта. Если мы говорим про составляющие, то здесь все показывает результат на лыжне. Сильнее ты, состоятельнее ты, успешнее ты, без разницы у кого ты тренируешься, где ты тренируешься, кто твои родители или кто твои друзья. Вышел на старт, приехал первым. Сегодня ты лучший. Завтра, конечно, другой будет лучше. Вот это мне нравится в нашем виде спорта. Также мне нравится разнообразие. Разнообразие подготовки. Для тренера, для спортсмена очень непросто подобрать из всего спектра средств, которые у нас есть в подготовке и зимой, и летом, то, что именно лучше всего сработает. Ну и спорт еще развивается в методическом плане. Если посмотреть, как бегали 10 лет назад, то совсем другая методика использовалась. Постоянно идёт какая-то эволюция лыжных гонок. Ну и самое главное, что всё время на открытом воздухе. И все, кто занимается лыжными гонками, я считаю, что это только на пользу, на здоровье, как для профессиональных гонщиков, так и для любителей.
- Последний вопрос. Тренерская работа очень энергозатратна. Как отдыхают лыжные тренеры?
- Как и обычные люди. Я бы не сказал, что сложная работа в плане физического труда, есть и более сложные. Я считаю себя счастливым человеком, потому что занимаюсь тренерской деятельностью, которая мне нравится. Отдыхаем как обычно. Какие-то есть увлечения, есть семья, которая, слава богу, тоже рядом большую часть времени. За счет этого отдыхаем. Сегодня после тренировки в баню поедем.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
Заварухин поставил на жестокую борьбу – и не прогадал. Итоги матча (4:3) в материале «Вечерней Казани».
Счет в серии открыт – и он не в пользу Екатеринбурга – 4:1 (1:0 в серии).
Чем новый «Ак Барс» может удивить в серии игр «на вылет»?
Время шуток прошло, и теперь ждет матч против серьезного соперника.
Поговорили с вице-президентом республиканской Федерации художественной гимнастики.