Хоккей
02 August 14:30
Автор материала:Павел Мельников

Фануза Кадирова: о драфте в женской НХЛ и новом шаге в карьере

Большое интервью татарстанской хоккеистки.

Фануза Кадирова: о драфте в женской НХЛ и новом шаге в карьере

Автор фото: ЖХК «Динамо-Нева»

Несмотря на то что в Татарстане нет команды Женской хоккейной лиги, звезды из республики в нашем хоккее имеются. Пожалуй, ярчайшей представительницей татарстанской школы прямо сейчас является нападающая Фануза Кадирова.

Еще три года назад в иностранный чемпионат уехала футболистка Алсу Абдуллина из поселка Актюбинского Республики Татарстан. Экс-защитница «Локомотива» пополнила состав «Челси», а позже перешла в «Париж». Теперь за успехами татарстанских спортсменок можно смотреть и в Канаде.

Фануза — родом из Кукмора. Хоккей просто не мог не появиться в ее жизни: отец, Фахим Кадиров, — тренер по борьбе, любящий игру с шайбой, брат, Булат Кадиров, — играл за «Спутник».

Через выступление в ухтинских «Арктике» и «Горном» Фануза оказалась в питерском «Динамо-Неве». После прошедшего сезона, в котором Кадирова набрала 57 (26+31) очков в 42 матчах регулярного чемпионата и 13 (5+8) очков в 9 матчах плей-офф, в котором ее команда дошла до финала, но уступила «Агидели» из Уфы со счетом 0:4, Кадирова получила приглашение из-за океана.

Хоккеистку в 6-м раунде драфта под общим 45-м номером выбрала «Оттава Чардж», завершившая минувший сезон финалом в PWHL, аналогом мужского НХЛ. Таким образом, Фануза стала второй россиянкой, выбранной на драфте этого года (первая — Анна Шохина, которую также выбрала «Оттава», но во втором раунде), и третьей россиянкой в истории лиги (первой стала Илона Маркова, выбранная на драфте 2024 года под 37-м номером командой «Бостон Флит»).

В большом интервью «Вечерней Казани» Фануза Кадирова подробно рассказала о новом вызове и своем взгляде на него, а также о различиях организации женской хоккейной команды в России и за рубежом.

«Подписание контракта — это хорошо, но пока ни о чем не говорит»

— Расскажите о межсезонной подготовке. Как она у вас проходит? Может, с какими-то тренерами советуетесь, как работать?

— Нет, конечно, я работаю с тренерами по физподготовке, ОФП, плюс из Оттавы помогают, именно в работе в зале. Ну и лед, конечно. Главная проблема сейчас - со льдом. Все тут уже с командами, а кто играет в Северной Америке, тому чуть тяжелее: надо найти и тренера, и лёд. Это и не дешево все.

— Есть возможность, условно, «делить лед» с теми, кто готовится к сезону в НХЛ?

— Я не так давно с одним тренером общалась, он говорит: «У меня тоже есть парни, которые играют в Америке, в Канаде, так что что-нибудь придумай, приезжай». Поэтому пока буду с ними, наверное.

— Расскажите, как помогают из Оттавы. Насколько давно с ними сотрудничаете?

— Пока еще особой работы нет. Я буквально завтра созвонюсь с главным тренером (интервью было записано 16 июля. — «ВК»). Будем разговаривать только первый раз. До этого с менеджером списались, созванивались по видеозвонку. Посмотрим, как пройдет общение с тренером.

— Волнуетесь?

— Есть немного, конечно.

— В чем волнение заключается? Понятно, когда волнуешься на собеседованиях перед драфтом – контракта нет, как и выбора. А вы-то уже подписались.

— Подписание контракта – это хорошо, но это вообще ни о чем не говорит. Мы в этой лиге не были, не играли. Поэтому все самое интересное – пока впереди.

— Вы уже общались с генеральным менеджером. На какие темы общались?

— По месту в составе разговоров не было – это будет решаться с тренером. Менеджер же говорил больше о ментальной подготовке к игре в новой лиге, к тому, что на каждый матч будут ходить по восемь, по девять тысяч человек, которые будут требовать результат. Были разговоры и о физических требованиях: там – нужна сила. В ЖХЛ борьбы нет особо. Проговорили и базовые моменты: английский учить, все в этом духе.

Фото: ЖХК «Динамо-Нева»

— В состав команды заглядывали, в контексте возможной борьбы в составе?

— Туда вообще не заглядывала. Ничего не могу сказать. Скидывала им свои видео с игры.

«Различия ЖХЛ и PWHL? Они огромные»

— Почувствовали уже отличия в лигах, может, в подходе к организации команды там и здесь?

— Сто процентов. Даже разговоры, даже общение, даже какие-то переписки - все другое. Мой агент меня уже предупредил о том, что это вообще другая страна, другая лига. Все по-другому. Надо уже сейчас готовиться к тому, что все кардинально изменится.

— Очевидно различие, наверное, в культурном контексте. А работа команды?

— Это небо и земля, я вам скажу. То, что со мной происходит, — это очень профессионально. Все пишут, начиная с тренера по ОФП, врач, менеджер, начальник команды. В процессе они хотят быть с тобой на связи, знать, как ты чувствуешь себя, какое у тебя здоровье, есть ли проблемы. Если они есть — пишешь, потому что они тебе хотят даже на таком расстоянии помочь. Все разжевывают очень удобно, понятно все объясняют. В этом плане все нравится. Даже девочки уже писали, поздравляли с выбором: «Не переживай, если что, пиши в любой момент, мы тебе поможем, чем сможем. Давай, приезжай». Такие разговоры есть. Конечно, очень приятно.

— А Эмили Кларк писала вам?

— Да, писала. Оставила тоже свой номер телефона. Поздравила с выбором.

Picture background

Фото: nhlstars

«Смотрела драфт у себя в комнате на планшете»

— Расскажите про процедуру драфта. Наверняка ждали?

— Мне написали на почту, пригласили посетить церемонию. Я смотрела у себя в комнате на планшете, одна. С часа ночи до пяти утра смотрела.

— Ждали своей фамилии или не расстроились, если бы не выбрали?

— Конечно ждала. Я начала переживать даже, когда меня долго не выбирали.

— Что в голове было, когда все-таки объявили пик?

— Радость, конечно же. Но это ни о чем не говорит. Впереди много работы, да и жизнь может поменяться в любой момент.

— В любом случае признание таланта, способностей.

— Конечно, я не обесцениваю. Счастья было много. Сердце – билось сильно. Я даже немного разволновалась: интерес проявили реальный, но пришлось ждать до последнего. Все-таки выбрали.

— Кому первыми позвонили?

— Я никому не звонила. Мне писали только друзья, тренеры, но это было после, уже утром. Хотя кто-то и в пять утра поздравлял. Даже в социальных сетях болельщики из Оттавы писали, добавлялись. Много позитива было. Писали и негатив, типа «не надо сюда приезжать», «вам тут не место».

— Кто так писал?

— Да я не знаю. Пустая страничка, никакой информации нет. Как обычно, в общем, это бывает.

— Как вы решились на переезд в 27 лет из тепличных условий нашей лиги, где вы – одна из звезд, в лигу, абсолютно незнакомую нашему хоккею?

— Любой хоккеист, который хочет добиться большего, ищет новый потолок, к которому он будет стремиться. У мужчин это НХЛ и Олимпийские игры. У женщин с недавних времен тоже появился свой аналог, который реально похож на НХЛ, я уверена, она к этому придет, добавляется команда в следующем сезоне. Любой было бы интересно попасть, закрепиться в лиге, где играют лучшие.

— Уже наверняка узнавали о лиге. Что это за организация, что-то говорят о быте? Есть ли дальние маршруты?

— Нет. Я об этом не думала еще. В той же ЖХЛ есть «Сахалин», до которого лететь – прилично.

Picture background

Фото: RadioCanada

— Перед девятью тысячами готовы играть? Все же в женском хоккее не такая высокая посещаемость?

— Абсолютно не такая. Ничего, привыкнем. Мне нравится, когда люди ходят – у нас так только на Матче звезд собирается народ. Никто не любит играть при пустых трибунах, для меня это еще больше мотивации.

— А с английским у вас как?

— Пока не очень, но каждый день занимаюсь с репетитором, учу. Обхожусь пока без «Дуолинго». Слышала о нем, скачала даже, но пока не заходила.

«После 0:4 в финале ЖХЛ не могла уснуть»

— Давайте вспомним минувший сезон. «Динамо» росло вместе с вами постепенно. Казалось, могли второе чемпионство забрать.

— Конечно могли. Никто не ожидал такого. Не знаю, что-то с нами произошло – у меня нет ответа на этот вопрос.

— В прессе много моментов выделяли в контексте вашего поражения: и игру в обороне, и на последнем рубеже. Может, можете что-то выделить?

— Да все вместе, наверное, сыграло. Что-то пошло не так в первой, второй, третьей игре.

— 0:4 – особенно обидный счет?

— Пока вы не сказали, я бы и не вспомнила. Давно эту историю забыла. Хорошо, что получилось отойти спустя время, потому что в первые дни переживала очень сильно. Я не могла уснуть по ночам. Если жить этим моментом – с ума сойти можно.

— Как вы от этого избавлялись?

— Что случилось – то случилось. Что можно поменять, когда серия закрыта, кубок вручен? Я могу начать новую историю. У меня уже были неудачные сезоны, которые потом разворачивались во что-то хорошее. Родные к тому же помогли выйти из этого состояния.

— А нет грусти от того, что хороший ведь сезон по очкам вышел?

— В таком моменте и забываются все твои очки. С таким счетом все твои цифры аннулируются.

Фото: ЖХК «Агидель»

— Вы говорили в интервью, что не обращаете внимания на статистику.

— Я их не считаю, это правда. Я просто играю. Не для того, чтобы набрать очки, а чтобы побеждать командой, играть в удовольствие. Если считать все – на игру сил не останется, поэтому в сезоне на эти вещи я не смотрю. Увижу – только если скинет кто. Папа, например. Он у меня любитель считать. Думаю: «Зачем ты мне это скидываешь?»

— Получается, очки для вас все же не так важны?

— Конечно, это приятно. Но от этого может все повалиться: в трех играх не забил – и уже становится плохо внутри. Легче не думать обо всем этом – и идет лучше. Я и так знаю, если что-то идет не так.

— И все же очки считать важно, например, когда идет речь о бонусах?

— (Смеется.) У меня есть люди, которые мне скинут выжимку.

— Насколько отставка тренера поменяла настроение в команде?

— Как оказалось по итогу – не взбодрило, раз мы четыре матча проиграли. Но в ходе финала – разумеется. Собрания другие, речи в раздевалке, наставления.

— Получается, именно психология поменялась?

— Думаю, так и есть.

— Что конкретно стало по-другому?

Александр Викторович [Зыбин] мог быть для кого-то чересчур требовательным. По ходу карьеры мне удалось наладить отношения, мы смогли понять друг друга. Но для кого-то, наверное, было непросто работать. Тут у каждого по-своему.

— Трофей вы не смогли взять. Но с точки зрения личного роста был выбор на драфте. Сгладило впечатление от сезона?

— Конечно. Теперь я шагаю в другую лигу, в другую страну. Пока все идет хорошо. Я давно хотела уехать – и вот меня выбрали. Теперь не отвертишься. В личном плане сезон, скорее, удался.

— Артем Галимов в межсезонье высказал мнение, что ехать в Северную Америку, «пробиваться через нижние звенья» - не то, что нужно. Вы согласны с этим мнением?

— Если смотреть по себе – это и заставляет тебя больше, объемнее работать. Работать с конкуренцией как в психологическом, так и в физическом плане – важно. Это делает тебя сильнее. У Артема был удачный сезон, случился переходный момент, после которого он действительно может уехать и в первые звенья.

«В Татарстане нет женского хоккея? Я уже смирилась с этим»

— Раз уж к Казани перешли – на сколько не хватает женского клуба в столице республики?

— Казань, Республика Татарстан – сильные единицы в спорте. В Уфе есть команда, в Нижнем была команда. Я с этим смирилась. Когда-то пытались создать проект в Казани, но не сделали. Не хочу говорить, что я не верю, но мне кажется, что пока в Татарстане женского хоккея не будет, хоть это и будет странно. У нас много воспитанниц в республике, из них можно создать команду.

— Как думаете, что должно произойти, чтобы история стала реальностью?

— Это хороший вопрос. Никто на это дать ответ не сможет. Мы не знаем детали, почему не получается так. Может, кто-то считает женский хоккей ненужным.

— А вы бы не хотели себя попробовать первопроходцем?

— Если я добьюсь того, чего я хочу, и останется интерес при этом – было бы здорово.

«Из хоккеистов «Ак Барса» выделю Александра Барабанова»

— Насколько часто получается ходить на матчи «Ак Барса»? Я так понимаю, вы болеете за команду?

— Когда в Питер приезжают – постоянно стараюсь. В прошлом сезоне вот была. В остальном – стараюсь следить за результатами.

— Как считаете, команда развивается?

— Это не наше дело обсуждать. Конечно, раньше «Ак Барс» был посильнее.

— А из хоккеистов кого можете выделить?

Александра Барабанова. Не потому, что он играет под 17-м номером, а просто потому, что он очень техничный, даже недооцененный в некотором плане. Жалко, что в НХЛ не получилось закрепиться.

Фото: ХК «Ак Барс»

— Возвращаясь к Северной Америке, наверное, легче играть будет с соотечественницей, партнершей по «Динамо-Неве» рядом?

— Абсолютно. Пока не думали, как оно будем там , но то, что будет с кем поговорить на русском языке, – это, конечно, только в плюс.

— Не думали, что в этом был ход Оттавы?

— Я думаю, все станет понятно уже в рамках предсезонки, когда приедем туда и увидим все лично.

— Какие цели будете ставить на будущий сезон и североамериканское турне?

— Главное – закрепиться в составе, помогать команде побеждать всеми способами. Хочется и до финала с Оттавой дойти в первом сезоне. В остальном – играть, играть и играть в этой лиге дальше, дождаться возвращения нашей сборной на международную арену – и там пошуметь.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей