Детский хоккейный тренер: «Мы занимаемся с детьми невоспитанных родителей»
Поговорили со специалистами, которые растят смену для «Ак Барса».
На дворе сентябрь 2024 года — российский спорт продолжает пропускать международные турниры. Будь то Олимпиады, Кубки мира или чемпионаты планеты. Исключением являются только индивидуальные виды спорта — спортсмены в них и выступали в Париже. А вот для командных эти 2,5 года — просто мрак. Эта катастрофа касается и хоккея. Больше всего она бьёт по детскому и юниорскому хоккею — о них не знает в нашей стране никто, кроме родителей спортсменов.
«Вечерняя Казань» решила исправить это недоразумение и отправила корреспондента пообщаться с детскими тренерами академии «Ак Барса» — понять, чем они дышат, как вообще живут. И показать, что настоящий спорт начинается с 5 лет.
«Мы всегда играем в атакующий, агрессивный хоккей»
На часах 10 утра. Суббота. Корреспондент «Вечерней Казани» проходит бдительных охранников на проходной «Татнефть Арены» и направляется не к центральному входу, а к боковому, где красуется надпись «Каток». А там, в раздевалке хоккейной команды «Ак Барс»-2013, нас уже встречают ребята и их главный тренер Руслан Талипов.
Заходим в раздевалку и сразу отмечаем размах — широкие, светлые пространства. По кругу сделаны отдельные сиденья для каждого игрока, всё как у основной команды. По центру — стол для тренерских установок, экран для показа неправильно выполненных игровых взаимодействий. Чуть поодаль, на специальных вешалках, висят игровые футболки — идеально чистые и выглаженные.
Делаем ещё пару шагов и попадаем в тренерскую. Здесь, как и полагается, огромное количество трофеев за турниры разных лет. Есть и памятные фото со знаменитыми игроками нашего хоккея.
В этой атмосфере и начинаем разговор.
- У нас сегодня была утренняя тренировка в связи с тем, что у старших возрастов начинаются игры на ПФО. Нам, соответственно, на утро перенесли. Но в школе это первая неделя, многие не учатся по субботам, поэтому никто не отпрашивался, — рассказывает главный тренер «Ак Барса» 2013 года.
На этих словах нашему собеседнику позвонил один из игроков, который не смог уехать с тренировки. На помощь ему приходит второй тренер команды Евгений Захаров и отправляется на выручку своему подопечному. А мы с Талиповым продолжаем разговор.
Фото из личного архива Руслана Талипова
- Раньше бытовало мнение — в команде два звена основные и два по блату. Сейчас такая тенденция есть?
- По нашему возрасту такого нет, не было и не будет никогда. У нас только спортивный принцип. У нас вообще 6 равноценных пятёрок на данный момент. Мы играем в двух возрастных категориях. У нас две полноценные команды. Конкуренция приличная.
- Хоккей — достаточно дорогой вид спорта. Как быть, если ребёнок одарённый, но у семьи не хватает денег на то, чтобы одеть ребёнка к сезону?
- В нашем виде спорта, когда дети приходят, форму покупают сами родители. Но уже с 10 лет клуб помогает, одевает. Когда команда начинает играть соревнования на всероссийском уровне, первенство Приволжского федерального округа например, то клуб помогает и с коньками, и с крагами — вся амуниция плюс клюшки. Дети обуты и одеты. Также командные костюмы, куртки, зимний и летний костюмы.
- В какой хоккей играет «Ак Барс» 2013 года?
- Мы всегда играем в атакующий, агрессивный хоккей. Учим детей дорожить шайбой, всегда находить продолжение. Из любой ситуации можно найти выход. Это просто проще простого — выбросить шайбу и бежать её отнимать. Поэтому созидать всегда тяжелее, а разрушать легче намного. Надо учиться созидать. Понятно, что в обороне тоже надо играть. На тренировках занимаемся и этим компонентом.
- Многие родители зачастую видят своего сына будущей звездой уровня Овечкина, Малкина, навязывая это ребёнку. Приходится ли как-то в таких случаях родителям объяснять, что так делать не надо?
- Малкин, Овечкин — экземпляры раз на 10 лет. Понятно, что ребята мечтают быть похожими на них, и это хорошо. Но мы и родителям, и детям говорим о том, что это огромный, каждодневный труд. Не только на тренировках, но и работа над собой. У нас с родителями всегда открыт диалог, даём обратную связь. Треугольник этот должен быть — родитель, ребёнок и тренер. У нас этот момент налажен, родители всё понимают.
«Агенты узнают номера родителей и звонят им напрямую»
Согласовать интервью с тренером в разгар предсезонных турниров — задачка со звёздочкой. Но наш следующий герой — тренер «Ак Барса» 2012 года Михаил Будовниц — нашёл время в своём графике, чтобы поговорить с нами о своей команде и любимой игре.
Он старше Руслана на 16 лет. И понятно, что с высоты своего опыта дал ответы на те же вопросы немного иные, чем Талипов.
- В 7:15 утра ребята уже на тренировке — разминка на земле, небольшая работа в зале и потом выходим на лёд, ориентировочно до 10 часов. Затем ребята быстро моются, кушают, и в 10:50 у них уже начало занятий, — рассказывает нам Будовниц.
А дальше у матерого тренера спрашиваем про агентов. Которые, как оказалось, отслеживают даже 12-летних игроков.
- Это происходит ближе к молодёжке. Но за ними уже сейчас начинают следить. Их уже просматривают — и под сборную, и агенты. Очень много звонков — зовут в топовые клубы.
- Звонят в клуб напрямую, вам лично или родителям?
- Родителям. Узнают телефон и звонят лично родителям.
Фото из личного архива Михаила Будовница
Следом спрашиваем про взаимодействие с родителями.
- Порой мы тренируем детей невоспитанных родителей. Родители в большинстве своём часто решают, что и как нужно. Мы пытаемся разубедить их в этом. У кого-то пубертат уже начался — он уже вырос. И тот парень, который небольшой и худой, ему сложнее. Ведь борьба на каждом сантиметре площадки. Но мы смотрим перспективы этого ребёнка. Понимаем, что есть парень большой и атлетичный, и он пользуется тем, что такие физические параметры. А есть физически менее развитые ребята, но у них всё в порядке с игровым мышлением. Но хоккей начнётся только лет в 16, когда все подравняются и более менее наберут массу. Там на первый план выйдет то, насколько быстро ты принимаешь решения, насколько быстро катаешься, грамотно пользуешься игровым моментом. Вот это тренер должен видеть и разглядеть в первую очередь.
Мы часто смотрим на игру основного «Ак Барса» и думаем, когда же там появятся наши доморощенные игроки. И стало интересно — стоит ли задача воспитать хоккеистов под основную команду республики. Получаем вот такой ответ:
- Тренеры в первой команде периодически меняются, и у каждого свои требования к хоккеистам. Перед нами стоит задача воспитать универсального игрока, который может играть при любой схеме, — поведал нам главный у «Ак Барса»-2012 Михаил Будовниц.
В заключение специалист поделился мыслями в ответ на самый важный вопрос — за что он любит хоккей:
- Просто люблю, и всё. Я сам занимался — вставал в 5 утра, меня будили, садился на трамвай, — вспомнил Михаил. — Сорок минут ехал на трамвае до Дворца спорта (улыбается). Тренировался, ехал обратно, потом ещё 2 остановки опять в школу. Мне просто нравится, и всё.
Вот такие они — тренеры академии «Ак Барса». Дисциплина и любовь к игре делают их команды флагманами российского детского хоккея. Оба коллектива сыграли несколько предсезонных турниров. А с 21 сентября для них начался новый сезон, а значит, новые победы и медали.
Популярное
Несмотря на кратное сокращение долгов потребителей энергии перед ее поставщиками в последние несколько лет, силовики все еще называют преступления в сфере ЖКХ проблемными. Разбираемся в причинах.
О локациях, которые следует рассмотреть для покупки квартиры, рассказали в «Ак Барс Дом».
Во время масштабной «реконструкции» города к саммиту БРИКС жители просили потратить больше средств на модернизацию поликлиник. Особенно их волнует судьба поликлиники на Гладилова, в истории которой есть случай незаконного проникновения.
В условиях высокой ключевой ставки кредиты стали недоступными для бизнеса. Эксперты предупреждают о росте дефолтов компаний, что может привести к экономическому спаду, обвалу инвестиций и еще большему росту стоимости товаров и услуг.
На выходцах из Средней Азии наживались их же соотечественники