Хоккей
Автор материала:Павел Мельников

Амир Мифтахов: «Дай Бог, чтобы таких травм больше не повторялось. Было непросто»

Большое интервью вратаря «Ак Барса» специально для «Вечерней Казани».

Амир Мифтахов: «Дай Бог, чтобы таких травм больше не повторялось. Было непросто»

Автор фото: Фото: «Вечерняя Казань»

С кем с кем, а с вратарями у «Ак Барса» проблем в грядущем сезоне точно не намечается. Еще до начала летних каникул клуб переподписал одного из лучших голкиперов КХЛ прошлого сезона Тимура Билялова, который завершил сразу семь игр «на ноль».

Однако нельзя забывать и о другом страже ворот – Амире Мифтахове, который не смог полноценно проявить себя в прошедшем розыгрыше Кубка Гагарина. Во многом помешала травма, с которой вратарь боролся долгие четыре месяца.

О знакомстве с Анваром Гатиятулиным, нейросетях и задачах на следующий сезон вратарь поделился в интервью «Вечерней Казани».

«Дубай не ощущается как какой-то «внеземной город»

- Начнем с отпуска: где был?

- Съездили с Женей Свечниковым в Дубай на недельку, чуть перезагрузились после непростого, неудачного сезона. Отдохнули – и вернулись в Казань работать дальше.

- Не в тот ли момент угодили, когда Дубаи заливало?

- Нет, по-моему. Съездили до этого момента.

- Как тебе город? Не было ощущения «вау»?

- Ну ничего такой – хороший, красивый город. Для меня он не ощущается как какой-то «внеземной». На тот момент он просто был хорошим вариантом, куда можно было бы съездить быстро.

Фото: социальные сети Амира Мифтахова

- Как нашел в себе компаньона в виде Евгения Свечникова?

- Быстренько, в течение часа списались, решили ехать. Конечно, компания могла быть и больше, но не все успели приехать.

- Ты вообще любитель таких спонтанных путешествий?

- Не то что любитель, но легок на подъем. Чемодан соберу за десять минут – и вперед. Знаешь, когда у тебя сезон идет 10 месяцев – просто привыкаешь быстро собираться и выезжать. У меня чемодан в сезоне всегда в машине лежит, представляешь?

«Знаю, что такое нейросеть, но с этими технологиями пока не дружу»

- Помимо этого ты и образование успел этим летом получить?

- Да, закончил магистратуру в этом году. Теперь я международный юрист в бизнес-сфере. Все обучение шло на английском языке, как раз в тот момент вернулся из Америки – английский остался на неплохом уровне, поэтому решил и дальше практиковать язык, изучая что-то новое.

- Что скажешь о шутках в социальных сетях про «хоккейное агентство Амира Мифтахова»?

- Что будет завтра – не ясно. Все хоккеисты задумываются, что же им делать после карьеры, а у меня уже есть тренерское образование, еще и юридическое. Честно говоря, не видел смысла дальше углубляться в спортивные науки. Захотел открыть для себя новые границы.

- А почему именно юридическое направление?

- Не все люди в нашей стране знают свои права. Поэтому я думаю, что это полезно и для меня, и для остальных людей. Знания об этом здорово могут облегчить жизнь.

Фото: социальные сети Амира Мифтахова

- Собираешься ли идти дальше по ступеням?

- Да. Хочу также идти по юридическому направлению в аспирантуру. Специализацию пока ищу.

- У тебя, получается, выпускной год выпал на прошедший сезон. Как удавалось совмещать?

- Время находить всегда можно. Понятно, что не так часто, но это необходимо в любом случае.

- Не могу не спросить: использовал ли нейросеть?

- Ха-ха, нет. Конечно, слышал о ее способностях, но с технологиями этими пока не дружу.

Как на малой «Татнефть Арене» собирались игроки КХЛ и НХЛ?

- Отдельно вашу группу, занимающуюся на малой «Татнефть Арене», выделяли в группах «Ак Барса». Как собрались?

- Да просто достаточно. В межсезонье нам дали программу от тренера по физподготовке – выполнял ее в зале. Тут приехал мой друг, Андрей Свечников, и затем мы решили заниматься вместе. Начали с тренажерки, продолжили льдом в «Татнефть Арене». Андрей позвал всех желающих к нам – и их нашлось немало. Так наша «дримтим» и сформировалась. Интересно это, на самом деле.

- У тебя до этого был подобный опыт, когда ты к сезону готовишься такой толпой?

- Больше индивидуально. Если покататься хочешь – находишь лед, договариваешься с тренером – или едешь на сборы. В прошлом году, например, был в Москве с Петей Кочетковым. Занимались под руководством Куликова Владимира Николаевича. Мы с ним со сборной России знакомы. В том году тренировались втроем. В этом году изменили программу – здорово получилось.

Автор фото: социальные сети Наиля Якупова

- Индивидуально сложнее тренироваться?

- Наверное, веселее. С компанией точно. Нет напряженности. Все приходят – готовятся сами. Никто не заставляет: все работают на себя. Если совсем тяжело становится, то партнеры по тренировкам поддерживают. Возвращают тебе силы в межсезонье. Плюсом интерес появляется.

«Матч года», рекорд Овечкина и будущее Сергачева

- Ты еще ездил на «Матч года». Расскажи о своих впечатлениях от игры.

- На самом деле, молодцы ребята, что все устроили. Отличная идея. Я очень соскучился по хоккею, пришел посмотреть игру со стороны – и почувствовал, что сезон вот-вот начнется. Только положительные эмоции в общем.

- При этом матч этот важен не только с точки зрения благотворительности наверняка. Согласен?

- Безусловно. Все мечтают на звезд мирового хоккея посмотреть, а тут предоставилась такая возможность. Даже по телевизору посмотреть – это классно, потому что матчи НХЛ идут ночью. Внимание, в общем, привлекло. Думаю, традиция у ребят продолжится с организацией этих игр.

- Наверное, одна из главных звезд – это Александр Овечкин. Знаком, общаешься?

- Удалось познакомиться с ним там, уже после игры. Овечкин, несмотря на свою легендарность, элитарность хоккейную – приятный в общении.

- До рекорда Гретцки остался шаг в сезон. Как думаешь, побьет?

- Честно говоря, не слежу за гонкой, но рекорд побьет. Я думаю, что вся страна этого ждет, да и мир, когда рекорд будет побит Александром Овечкиным.

Picture background

Фото: nhl.com

- Разговоры о рекорде спровоцировали Федора Конюхова, путешественника, на то, чтобы не пожать руку даже нападающему. Справедливо ли делить на наших и «тех из НХЛ»?

- Конюхов? Я не знаю, кто это, если честно. Конечно, у всех есть право на свое мнение, но, сам видишь, не все знают вообще о таком человеке, поэтому не придам этой фразе большого значения. Поддерживать нужно всех наших, без спора.

- Давай к организатору турнира перейдем. Рассказывал ли тебе Михаил Сергачев о своих планах по «Матчу года» до того, как стало об этом известно?

- Нет, о матче услышал от Андрея Свечникова уже. Только в Москве с Мишей встретились, говорят, что продолжат собираться такими составами.

- Следующий год у него необычный в «Юте» пройдет. Чего ждать стоит?

- Да, команда новая. Миша – большой мастер своего дела. Он быстро освоится и все будет у него хорошо. Честно, про «Юту» ничего сказать не могу: давно не смотрю и не читаю новости. Абстрагировался от всего этого. Лишним ничем голову не забиваю, предпочитаю быть сосредоточенным на хоккее. Особенно после такого сезона.

О прошедшем сезоне: «Задаешь себе вопросы – и просто не веришь, что такое может быть»

- Твое желание абстрагироваться связано с прошлогодними результатами?

- Решил больше для себя разгружаться от лишних мыслей, от постоянного наполнения информацией – постоянно читаешь и устаешь от этого.

- Сколько от сезона отходил?

- Сказать честно, я не то что «отходил», а не мог осознать произошедшего. Сам у себя спрашивал: «Да ладно?» Задаешь – и не веришь. Но это все опыт. Результат – уже история. Это хороший повод пересмотреть свою работу, свои какие-то поступки и стать лучше. Если вернуться к вопросу с соцсетями – поэтому я и не читаю новостей.

Фото: «Вечерняя Казань»

- Месяца три назад с Дмитрием Кагарлицким сидели здесь же на интервью. Он говорил, что ему было ужасно не только от самого факта поражения, а еще и от того факта, что он в играх тех участия не принимал. Как ты это ощущаешь?

- Я мог сыграть в четвертой игре как раз, но сыграли некоторые свои моменты, из-за которых не получилось. Была даже ситуация, чтобы выскочить уже по ходу матча. Мы удачно начали игру – выиграли, поехали домой с победой. С Димой соглашусь – со стороны смотреть вообще не могу. Всегда хочется через борт перепрыгнуть и помочь команде. Внутри всегда есть ощущение, что ты можешь помочь. В играх за «Барс» были моменты в плей-офф, когда я просился выйти.

- При этом в прошлом сезоне произошло, как кажется, все, что могло произойти. Есть предположение, как сложилась вся эта квинтэссенция?

- По ходу сезона возникали мелкие детали, которые копились и накопились в один большой снежный ком. И он разорвался 8 марта. Много нюансов было, озвучивать их не стоит – мы все знаем свои ошибки. Думаю, что в следующем сезоне, уже наученные, их не допустим.

Борьба с травмой: «Такой «паузы» не было никогда. Дай Бог, чтобы не повторилось»

- В прошлом сезоне ты провел матчей кратно меньше, чем в позапрошлом. С Тимуром стало сложнее конкурировать? Или травма повлияла?

- Травма, я думаю. Казалось, что у меня проблема с пальцем, которая должна быстро пройти: 5 недель – и ты в строю. Вышло так: без хирургического вмешательства было не обойтись, как оказалось. Рука болела невероятно – даже в ловушку шайбу словить было больно. До такой степени все дошло, что мне запретили бросать шайбу, вывели в отдельную группу – там я занимался с теннисными мячами, чтобы не нагружать руку, но она никак не проходила. Пришлось делать операцию, из-за которой я пропустил месяца четыре.

- Длительные сроки восстановления давили на тебя?

- Очень много мыслей в голове было. Такой «паузы» у меня не было никогда. Дай Бог, чтобы больше такого не повторялось. Мне приходилось справляться, потому что команда уезжает часто, а ты остаешься один заниматься, восстанавливаться. Долго ведь еще получилось потому, что кость приживалась с другого места, поэтому как-то форсировать лечение было опасно. Хорошо, что успел восстановиться, даже поиграть в сезоне. Мне было страшно смотреть на количество пропущенных матчей. Я просто жил в ледовом дворце: с утра приходишь, тренируешься – и до ночи ты там.

Фото: «Вечерняя Казань»

- К психологу приходилось обращаться?

- Для меня это тонкая тема. Не совсем понимаю, зачем мне, допустим, нужен психолог. Надеюсь, что не дойду до этого. Я точно знаю, что в моей голове порядок.

О конкуренции с Биляловым: «У меня нет желания покидать команду. Хочу выиграть здесь свой первый кубок»

- На итоговой пресс-конференции Марат Валиуллин говорил, что тебе нужно сто процентов получать игровую практику. В это межсезонье у тебя не было вариантов со сменой команды, чтобы игровую практику эту найти?

- Знаешь, у нас нет «первого» и «второго» номера в «Ак Барсе». Мы с Тимуром отлично ладим. Он отличный вратарь, один из лучших в лиге, а я счастлив играть и тренироваться вместе с ним, более того, в моем родном клубе, в котором я хочу выиграть свой первый кубок перед своими близкими людьми. Играть в «Ак Барсе» – это очень ценно для меня, поэтому подобных мыслей о смене команды у меня нет. Я хочу показывать свою лучшую игру здесь.

- И все же. Тебе 24 года. Тебе нужно играть.

- Полностью согласен. И даже становится легче, когда понимаешь, что тебе доверяют. Поэтому по прошлому сезону сложно судить, что было бы, если бы не травма. В позапрошлом году мы почти пополам сыграли с Тимуром. При таком расписании одному вратарю всегда тяжело тащить все на себе, поэтому команды сейчас собирают полноценные бригады: да, в плей-офф играет самый опытный, но в регулярке время получают все.

«Были предложения от американских команд в прошлом году»

- Насчет НХЛ. Как у тебя дела с заокеанским хоккеем?

- Так, ну права теперь у меня никому в Америке не принадлежат, поэтому общения нет. В этом есть свои плюсы: я открыт для любой команды. Скрывать не стану, предложения о переходе в системы американских команды в прошлом году были, но принял решение развиваться здесь, обматереть. Доказать всем, что я могу, отблагодарить за годы и силы, вложенные в меня.

- Ты был бы готов ехать в Америку играть в АХЛ?

- Да. Безусловно. Там другой хоккей, там тоже нужна какая-то адаптация. Я готов на это идти, в этом нет ничего такого. Посмотрите на Игоря Шестеркина – он тоже начинал с АХЛ. Многие проходили даже через ECHL. И ничего. Это уже отработанная система, суть которой – развивать игроков, которые потом будут усилять лучшую лигу мира.

Picture background

Фото: Getty Images

- Ну ECHL, по сути, это место, откуда трудно выбраться в НХЛ.

- Это третья лига, что тут скажешь? Естественно, там соответствующий уровень, но смотрят на планы на игроков на много лет вперед. Я провел там три-четыре матча. Сначала после адаптационного периода, когда на новом месте накатило на горло, ухо, нос. Потом – после микротравмы съездил. Я с рюкзаком катался, чтобы просто получить игровое время.

- Расскажи про адаптацию свою в Америке.

- Спокойно все происходило. Я знал, куда еду, поэтому отправился в Америку заранее. Большей адаптации подвергся мой организм. Даже не то, что к часовым поясам – этот вопрос за неделю решается. Я привыкал к новым продуктам, к воде. Все равно там чуть по-другому все. Непросто было, что я один там находился, но это делает тебя самостоятельнее: ты сам ищешь себе чем заняться, чтобы никуда не угодить, готовить себе я начал там. Вообще быт очень сильно прокачал.

О будущем сезоне: работа с уже знакомым тренером, «больше дела – меньше слов»

- Удалось ли пообщаться уже с Анваром Гатиятулиным?

- Да, уже встречались. Обсудили некоторые рабочие вопросы, ожидания. А так, знакомы уже с ним давно: он тренировал «Трактор» по юношам – это вообще был наш самый главный соперник по возрасту. Кто знал, что так будет, что через несколько лет будет главным у меня.

- Расскажи о тех встречах с «Трактором».

- С ними всегда было сложно играть. На турнире встречались чемпионы своих регионов и два раза из двух мы играли с «Трактором». Он, конечно, уже не был наставником той команды, но именно он ее и собрал. Мы выигрывали два раза их, но финалы – это показатель.

- В личной беседе это вспомнили?

- Да нет, зачем? Всегда пересекаетесь где-то. К этому моменту уже несколько раз с ним встречались на разных уровнях.

Picture background

Фото: ХК «Трактор»

- Нынешнее трансферное окно для «Ак Барса» очень тяжело проходит. Насколько это повлияет на команду?

- Каждый игрок «Ак Барса» верит в себя. Это точно не наша работа думать о том, кто ушел. Это ведь хоккейная жизнь, когда тебя и обменять могут, и просто расстаться. Наше руководство знает, что делает. Хочется только спасибо ушедшим игрокам сказать за опыт, который нам передали, молодым. Только удачи им пожелаю.

- При этом активно Вадим Шипачев работает в медиа. Трижды сказал уже про обиду на Казань. Насколько справедливо говорить так после расставания с клубом?

- Не могу говорить про Вадима. Ситуации не знаю. Конечно, неприятно, я знаю, что Вадим хотел выиграть Кубок с «Ак Барсом» сто процентов. Больше ничего по поводу этой ситуации не могу сказать.

- Все всегда ставят цели на будущее. Есть ли у тебя оформленные задачи на предстоящий год?

- Однажды один из тренеров, с которым я работал, сделал замечание на собрании. Тогда ребята говорили без конца, что «мы идем за Кубком» и так далее. Он указал, что хочет видеть больше дела и меньше слов. Мне близка эта позиция. Поэтому лишнего говорить не буду – все покажет игра. Если ты будешь выигрывать каждый матч, то и шансов на трофей будет больше.

Все самое интересное из мира спорта в нашем Telegram«ВКонтакте» и «Дзен».