Интересное
Автор материала:Иван Жуков

«Жизнь - лучший драматург». Поговорили с голосами побед российского спорта

Шнякин, Скворцов, Стецко - их знает вся страна. А мы узнали об их профессии чуточку больше.

«Жизнь - лучший драматург». Поговорили с голосами побед российского спорта

Автор фото: Ирина Звездина / ИД «Вечерняя Казань»

Без их острого словца не обходится ни одна трансляция, их манера узнаваема, их главные цитаты разобраны на рилсы и мемы. Их репортажи навеки в золотой классике спортивного телевидения.

Я думаю, нет людей, которые майским прохладным вечерком 2008 года не включили хоккейный финал Россия - Канада из Квебека и не видели гол Ковальчука и легендарную фразу: «Этого не может  быть. Жизнь - лучший драматург».

И нет таких, кто в августе 2012 года не видел решающий матч на Олимпиаде в Лондоне мужского волейбольного турнира, где 12 русских пацанов обыграли Бразилию.

А необычный чемпионат мира в Катаре и его умопомрачительный финал в декабре 2022 года смотрели все.

Три этих события объединяют они - Роман Скворцов, Владимир Стецко и Дмитрий Шнякин. Мы поговорили с ними о тонкостях профессии комментатора и попробовали узнать, откуда берутся великие репортажные цитаты.  

Скворцов не согласен с Карпиным

Уверен, фразу «Жизнь - лучший драматург» хоккейные болельщики нашей страны за последние 16 лет слышали тысячи раз. Её в финале ЧМ-2008 в Квебеке произнёс баскетбольно-хоккейный комментатор Роман Скворцов.

И под его голос сборная России по баскетболу выигрывала Чемпионат Европы - 2007, когда промазал великий Пау Газоль.

- Насколько должен быть эмоционален комментатор, например, может ли он высказывать субъективное мнение?

- Что бы по этому поводу не думал главный тренер сборной России по футболу, комментатор в первую очередь профессия творческая. Поэтому и эмоции в ней уместны, и субъективное мнение. Мы ведём со зрителем диалог, и он не должен со всем соглашаться.

- Мы привыкли слышать вас у микрофона в паре. Была ли у вас практика работы в одиночном формате. И какой из них вам нравится больше?

- Конечно, мне приходилось работать и сольно, ничего особенного. Просто меньше отвлекаешься на какие-то сопутствующие темы, чуть больше «гоняешь мяч». Вдвоём работать интереснее и проще, если ты с напарником на одной волне. Но под настроение и одному замечательно работается.

Picture background

Фото:Андрей Каспришин

- В комментариях к матчу обычно набегает много диванных критиков после матчей, которые норовят оценить работу комментатора. Частенько это бывают очень нелицеприятные слова. Как относитесь к такому хейту?

- Этот, как вы говорите, хейт входит в стоимость билета в профессию. Никто не идеален, я не обязан нравиться всем, меня это практически не задевает. Больше эмоций вызывает спонтанная похвала, становится немного неловко, от смущения розовею.

- Следите ли за работой кого из коллег по цеху?

- Специально - нет, не слежу. Я смотрю разные трансляции, слушаю, что говорят коллеги, но как обычный зритель, анализ не включаю.

- Вспомним Квебек-2008 и вашу легендарную фразу про гол Ковальчука: «Это хэппи-энд. В Голливуде до такого додуматься не смогли. Жизнь - лучший драматург». Её помнят и спустя 16 лет. Как появляются фразы, которые становятся легендарными?

- Если бы я знал ответ на этот вопрос, то придумал бы ещё полтора десятка таких фраз. Мне кажется, многое должно сойтись в моменте. Значимая победа, завоёванная в драматичной борьбе, твои эмоции, зашкаливающий интерес зрителей. В такие моменты, наверное, что бы ты не сказал, всё становится историей.

- Как давно получали замечания от коллег по своей работе в комментаторской кабине?

- Мы не обсуждаем с коллегами мою работу в комментаторской кабине.

- Какие у вас есть ритуалы перед тем как сесть за микрофон перед важным матчем?

- Не хочу никого расстраивать, но никаких ритуалов у меня нет. Единственный пунктик - микрофон на гарнитуре должен быть с левой стороны.

- Как комментаторы проводят свой досуг на международных турнирах между матчами?

- Как правило, смотрят все остальные матчи этого крупного турнира, чтобы быть в курсе всего, что происходит. Остальное всё как у всех: днём прогулки, музеи, вечером - бары, почему бы и нет.

- Много ли у вас шпаргалок на столе во время матча?

- Лист или два, как распечатаю, с составами и экспресс-пометками, тетрадный лист с прочими записями, айпад для экстренной связи с космосом, всё. В разгар сезона или с третьего матча серии плей-офф можно обойтись только составами.

- Вы известны как комментатор баскетбола и хоккея. Удавалось ли комментировать что-то кроме этих двух видов спорта?

- Не много, в сравнении с Николаем Сергеевичем Поповым, который, по его подсчётам, комментировал 72 вида спорта. У меня были биатлон, гандбол, футбол, велоспорт, хоккей на траве. Баскетбол 3х3 в отдельный вид спорта не выделяю, 17 минут комментирования второй тренировки в скоростном спуске у мужчин на Олимпиаде в Турине не считается.

- Самый глупый вопрос, который вам поступал от болельщиков или обывателей спорта?

- Не бывает глупых вопросов. Глуп только тот вопрос, который не задан. Самое глупое - уверенно заявлять о том, что комментатор либо сглазил кого-то, либо болел во время репортажа за какую-то команду. Хотя ладно, часовню тоже я развалил.

И после разговора с Романом «Вечерняя Казань» решила пообщаться с человеком, который видел вживую главную победу нашего волейбола в Лондоне - Владимиром Стецко.

Чуть меняем конфигурацию вопросов - хочется больше узнать о знаменитом журналисте.

- Вспомните то время, когда вы решили стать спортивным комментатором?

- Наверное, слово «решить» не очень правильно в этой ситуации. Мне, скажем так, предложили. Потому что я работал в газете - был редактором отдела спорта одного из федеральных изданий. Открывался канал «Спорт» - я был хорошо знаком с Василием Кикнадзе. До этого мне доводилось бывать с ним на различных соревнованиях, он волейбольный человек. И естественно, он искал кого-то на волейбол. И первое, что ему пришло в голову - пригласить того, кого он знает. Наверное, так всё и началось. А первый репортаж - какой-то очень странный турнир. Это было лето. Абсолютно товарищеский турнир с участием «Уралочки». Там было пару матчей - первую встречу комментировал в паре с Николаем Поповым. А со второго эфира уже был один. Потом первое время с Львом Россошиком в паре работали. Вот как-то так всё начиналось.

Picture background

Фото: РИА Новости

- Кто для вас главный критик в вашей профессии? 

-  На первых порах Василий Александрович Кикнадзе - он сам блестящий комментатор и руководитель канала, который понимает все особенности, много может подсказать. И плюс, естественно, как волейбольный комментатор, он мне мог подсказать больше, чем кому-либо другому. Если были какие-то мысли, сомнения - всё я от него в нужный момент получал. В том числе и критики в достаточном количестве, потому что дело новое, сразу всего не поймёшь. Больше, наверное, не могу кого-то назвать.

- Самая сложная фамилия для произношения?

- Навскидку одну какую-то не назову. Достаточно прочесть состав сборной Ирана и с ума сойдёшь (смеётся) - если не коротко из четырёх букв, которые у них на майках написаны, а полностью. Все с этим мучаются. Ну, естественно, Китай - не всегда просто с точки зрения произношения и каких-то полуэтических моментов. Не все фамилии звучат так, как хотелось бы нам слышать. Но это бывает, к сожалению. И непросто голландские фамилии воспроизводить на самом деле. Желательно их слушать ушами, прежде чем называть. Потому что правильно прочитать их достаточно трудно. Поэтому я стараюсь на международных соревнованиях к местным комментаторам (которые представляют ту или иную сборную, которая играет) и по фамилиям проходиться. То же самое делают зарубежные коллеги в отношении наших игроков. Если брать фамилию покойного Вадика Хамутцких, то все с ума сходили в мире. И никто её правильно не произносил.

- Был ли опыт комментирования непрофильных видов спорта?  

- Я на «Матче» снукер комментирую, когда он есть, вместе с Кириллом Филипповым. Ну тут, скорее, любовь к процессу бильярдному. Понимание головой лучше, чем руками, как это всё происходит. И просто очень много смотрел правила этой игры и прочие вещи. К тому же я до волейбола ещё как баскетбольный журналист начинал - я работал в пресс-службе «Динамо-Микро1», тогда команда так называлась. И, соответственно, иногда доводилось мне комментировать баскетбол - был даже сезон, когда Рома Скворцов на хоккейный чемпионат мира уехал, а я на канале «Спорт» плей-офф баскетбольный комментировал целиком в Единой лиге ВТБ. Это такие - большие соприкосновения с другими видами спорта. А так разово время от времени приходилось что-то комментировать. И различные виды волейбола, которых много сейчас.

- Вам самому удаётся погонять тот же бильярд, чтобы больше понимать то, что приходится комментировать?

- Даже не для понимания. А просто потому, что нравится. Да, стараемся с коллегами выбираться, поиграть - с тем же Кириллом Филипповым, Александром Аксёновым. Многие волейболисты старшего поколения часто играют в бильярд. Это сейчас у молодёжи компьютеры, а раньше с теми, кто постарше, постоянно играли в бильярд.

- Страшный сон комментатора Владимира Стецко?

- Он один раз даже был в моей жизни. Ну, во-первых, это когда у тебя в «ушах» кто-то другой звучит. Это очень неприятно - когда проблемы с коммуникацией и слышно другого комментатора. И у меня был момент на матче харьковского «Локомотива» и белгородского «Белогорья» в Лиге чемпионов - когда с этим боролись, даже откомментировал, и вроде нормально, а потом выяснилось, что он никуда не делся и пришлось второй раз очень скучный матч комментировать. Вот это, конечно, беда. Это, во-первых, было неинтересно, наша команда на голову сильней была тогда и два раза по полтора часа тоску зелёную комментировать - это самый страшный сон. В остальном всё в рамках ожидаемого. В конце концов техника есть техника.

-  Мы вас знаем как не очень эмоционального комментатора. Как вы думаете, должен ли комментатор быть эмоциональным?

- По эмоциональности - тут кто как себя комфортнее чувствует. Есть же разные форматы. И мне, например, не очень нравятся натянутые эмоции в матчах, где по идее у меня их и не должно быть. Я человек изначально нейтральный. Понятно, когда наши играют с не нашими, там и эмоции другие и прочее. А так, кому как удобнее. Не думаю, что здесь есть какая-то вещь, которую как в школе преподают и давайте ей следовать. Кто как органичнее себя ощущает, того, наверное, и слушают, потому что они естественные люди. Бывает часто, ты слышишь эмоции совершенно натянутые и не к месту довольно часто. Думаю, что это просто индивидуальные какие-то особенности.

Picture background

Фото: РИА Новости

- А может ли комментатор выражать свою точку зрения по поводу происходящего события?

- Да, конечно. Я же не могу какое-то общественное мнение озвучивать. Я озвучиваю своё в том или ином виде. Конечно, стараешься быть корректным. Но в целом это всё равно мой взгляд на игру, как ни крути.

- В последнее время часто слышим вас в парном репортаже. Есть ли какие-то тонкости подготовки к таким репортажам?

- Мне, конечно, проще одному комментировать. Но это скорее моя особенность - в силу того, что я имею и тренерское образование, и судьёй республиканской категории был. Мне не нужен тот, кого в паре аналитиком называют. Я могу спокойно справиться и сам. Поскольку я изначально газетный человек, то мысленно репортаж выстраиваешь. Понимаешь, какие интересные вещи можно сказать и надо затронуть. Не скажу, что в паре плохо, просто работая в дуэте, ты не можешь в нужное русло заводить репортаж и есть ещё партнёр - он тоже какие-то свои мысли имеет. И это может всё сильно в сторону уходить. Я не говорю, что это плохо, это скорее такая особенность. Надо работать в паре - работаем в паре. Вообще, одному мне достаточно комфортно, но я повторюсь - это ни в коем случае не минус, когда вдвоём садитесь. Просто это другое получается немножко.

- Футбольные комментаторы часто жалуются на хейт со стороны диванных критиков. Как вы к нему относитесь?

- Знаете, я в социальных сетях не читаю ничего. Собственно и не пишу. Мне просто это не очень интересно. А напрямую ко мне с недовольствами никто не подходил. Скорее наоборот - люди подходят и какие-то добрые слова говорят. Наверняка хейт этот есть. Потому что не может одно и то же нравиться всем одинаково или не нравиться - это нормальное человеческое состояние. Абсолютно к этому нормально отношусь, но в целом это точно не проблема. Люди в волейболе довольно доброжелательные. В футболе - там разные совсем люди на стадионы ходят (улыбается). В волейболе атмосфера более добрая и семейная.  

- Те же футбольные комментаторы рассказывали и об угрозах в свой адрес. У вас до этого доходило?

- Никогда. Повторюсь, я не всё читаю, что где существует. Но я ни разу такого не слышал. Обычно всё равно кто-то да передаст: «Про тебя то сказали, про тебя так отозвались». Но вот про угрозы я не слышал ни разу.

- Мы знаем, что Владимир Стогниенко любит в отпуске съездить сплавляться на Объ. Где вы любите отдыхать после хорошо отработанного сезона?

- У меня лекал таких явных нет. Всегда по ситуации. Последние семь-восемь лет каждый год стараюсь минимум на неделю выезжать в Крым. Заезжаю в гости к Геннадию Яковлевичу Шипулину. Но вообще, там очень много волейбольных людей.

Picture background

Фото: «Чемпионат»

- Кто-то выражал респект за вашу работу?

- Трудно сказать. Люди подходят периодически, благодарят. Коллеги тоже естественно. Но опять же, тут вопрос вкуса - кто-то кого-то считает лучше, кто-то меня считает лучше. Все делаем работу, все делаем её по возможности хорошо. Поэтому, что ж мы будем ходить друг друга наваливать (улыбается)? Делаем это периодически в репортажах, когда есть необходимость в этом.

- Следите ли за работой кого-то из коллег по цеху?

- Конечно. Есть виды спорта, которые я смотрю - хоккей, я болельщик с шести лет. В этом возрасте меня отец меня в первый раз отвёл на хоккей и с тех пор я внимательно за этим всем слежу. Плюс ребята из команды «Росспресса» меня в шутку или не в шутку тренером выездным назначили - я с ними езжу на игры, на соревнования в качестве тренера команды. Там есть и Денис Казанский, там и Рома Скворцов. В общем-то, те люди, за которыми я и так с удовольствием всегда следил, а с учётом того, что это мои приятели, то и с дружеской стороны естественно тоже. Ну и там много хороших комментаторов в нашей команде.

- Что думаете по поводу «фартовости» комментатора для команды?

- Наверное, что-то такое есть (смеётся). Я не знаю. Скорее всего, это совпадение. С другой стороны, когда были пишущими людьми - определенно это существовало. У меня был коллега - он со сборной выезжал лет 15 и они там ничего не могли выиграть. Когда он не ездил, мистическим образом команда побеждала. Причём первые победы - Кубок мира 1999 года, Мировая лига - 2002. В какой-то момент там пришли к тому, что его посылали на соревнования, но уже не внутри команды. И вот пошли результаты. То есть, вот такие какие-то удивительные вещи бывают.

- А относительно вас? 

- Относительно себя не знаю. Ну, поскольку я на канале один волейбол комментировал, понятно, что при моём участии все эти победы были. Мужские по крайней мере. Женские Тарас Тимошенко прекрасно комментировал. Это уж со стороны виднее. Кто как для себя видит ситуацию, так вправе для себя её и оценивать. Я когда смотрю какой-то вид спорта, точно с комментатором результат не увязываю. Понятно, что когда команда проигрывает, комментатор виноват в этом обязательно с точки зрения болельщика. Такое восприятие у 90 процентов болельщиков существует. Ничего с этим не поделаешь. А когда побеждает - наверное, тоже что-то в этом есть.

- Вспомните, от кого прилетал самый жёсткий «пихач» за проделанную работу? Может, на заре карьеры.

- На заре карьеры чё-то бывало, но так чтобы большое, такого не помню. Мелкие замечания. Какие-то подсказы.

- Какие ритуалы соблюдаете перед началом репортажа?

 - Да никаких. Подготовиться немного, воды купить. Вот собственно и всё. Монету в ботинок не кладу.

- И в заключении. Работа в комментаторской кабине для вас это...

- Это способ самовыражения и жизнь в большом волейболе.

И конечно, вы разумно спросите - а где же футбольные в этом списке комментаторов? Мы подумали и решили, вы правы. Дмитрий Шнякин становится третьим собеседником нашего издания.

Мы знали, что у него всегда вагон и маленькая тележка историй. Но тут Дмитрий доказал, что их даже больше.

- Насколько должен быть эмоционален комментатор?

- Репортажная эмоциональность комментатора зависит от темперамента самой игры. Нужно синхронизироваться с матчем, с его темпом и нравом. Бывает, какое-то эксклюзивное или ключевое событие комментатор озвучит с темпераментом табуретки, а бывает, что на банальном ауте заорёт. И то и другое раздражает зрителя. Так что важно быть адекватным характеру игры. Но есть фактор собственного темперамент, люди-то мы разные! И здесь уже важно не потерять идентичность - не сдерживать себя специально и не переигрывать. Ну а зрителям неплохо бы помнить про фактор присутствия: репортаж со стадиона, когда ты варишься среди тысяч человеческих импульсов, по определению более эмоциональный, чем из условной аппаратной в Москве.

Picture background

Фото: «Матч ТВ»

- Может ли он высказывать субъективное мнение?

- По поводу субъективного мнения все гораздо проще. Во-первых, «объективного мнения» не бывает. Ну и в том числе благодаря своим мнениям и оценкам комментаторы пробиваются в профессию. Весь мировой контект построен на оценочных суждениях, зритель требует разную палитру оценок, потому что иначе ему скучно. В этих суждениях и в способах их выражения заключается индивидуальность комментатора. А зрителю чаще нужна индивидуальность, а не серый чувак, который роботизированно перечисляет фамилии. Лучшие в профессии - Маслаченко, Розанов, Уткин - были личностями, индивидуальностями. Их репортажи были нашпигованы оценочными суждениями.

- Как вам больше нравится комментировать - в паре или в одиночку?

- Мне нравятся оба жанра. Например, люблю работать от бровки, вторым или, как мы любим говорить, «нижним» комментатором. Там тренируешь лаконичность, тебе не надо много говорить, но надо много наблюдать, детали вычленять. К тому же именно «внизу» ты по-настоящему чувствуешь ритм игры, видишь технические моменты - они для меня чуть интереснее тактических. Но вообще одному комментировать легче, конечно. Просто потому что тебе не надо думать о партнёре, подстраиваться под него.

- В комментариях к матчу обычно набегает много диванных критиков после матчей, которые норовят оценить работу комментатора. Частенько это бывают очень нелицеприятные слова. Как относитесь к такому хейту?

- Ооо, это излюбленная тема! Да, хейта много, но отношусь к этому нормально. Такая вот часть публичной профессии. Много лет занимаюсь маленьким персональным исследованием хейта. Мне интересно почитать, покопошиться в фекалиях или пообщаться с людьми в комментариях, ответить на негативные отзывы. И вот что скажу. Во-первых, это так или иначе позиция людей, ради которых ты работаешь. С ней важно считаться. Да, она может быть совсем разной. Например, во время ЧМ в Катаре ребята из «Спортса» провели два масштабных опроса - «Лучший комментатор ЧМ» и «Худший комментатор ЧМ» - и в обоих я занял второе место. Вроде смешно, но на самом деле это всего лишь говорит о полярности мнений, о том, что восприятие комментария - вкусовщина. К тому же в хейте часто можно откопать что-то полезное. Меня могут поправить с каким-то фактом, с лексикой. Помню, один подписчик заметил, что я часто использую слово «реально». Да, он сделал это в грубой форме, но зато он был прав - слово-то мусорное. А еще заметил, что люди сразу становятся добрее, когда ты на их хейт отвечаешь беззлобным любопытством. Спрашиваешь, мол, «что не так?», «что не понравилось?», «что стряслось?» - и человек убирает шипы. Помню, во время ЧМ пара десятков фанатов писали страшные вещи после матчей, но с утра либо удаляли мессаги, либо извинялись в стиле «извини, был на эмоциях, чуть выпил и т. д». В конце концов, все почти 20 лет работы я по улицам хожу, люди узнают в разных местах - от общественной бани до пробок - и никогда не было поножовщины. Либо фотографируемся, либо руки жмем, либо коротко обсуждаем какую-то свежую футбольную новость. Наконец, часто хейт - это весело. Люблю делать коллажи после прокомментированных матчей: человек 10 предъявит тебе за то, что облизываешь «Спартак», и столько же будут уверять, что ты топил исключительно за «Динамо».

- Следите ли за работой кого-то из коллег по цеху?

- Слежу конечно. Это же общая индустрия, у кого же учиться, если не у коллег? У кого-то случится интересная словесная находка, кто-то круто держит темп, другой расскажет увлекательную историю, четвёртый заметит важную деталь в игре одной из команд и т. д. Все комментаторы разные, у всех свой стиль, подход, интересно следить за развитием каждого. К тому же я всегда смотрю футбол со звуком - хочешь или нет, но будет слышно комментатора. По-другому не могу. Кстати. Одна из любимых присказок разгневанных болельщиков - «я при этом комментаторе звук всегда выключаю». Как-то узнавал статистику как у ребят-технарей из «Матч ТВ», так и у знакомых из «Окко»: режим интершума крайне непопулярен. Очень мало людей смотрят футбол без комментатора. Да, иногда у них выбора нет, но все же людям так гораздо привычнее.

- Как давно получали замечания от коллег по своей работе в комментаторской кабине?

- Регулярно обсуждаю ошибки, детали репортажей с коллегами. Более того, стараюсь быть инициатором таких разговоров - донельзя важно самих себя спускать с небес на землю. Или просто подсказывать со взглядом со стороны. Могу запросто поднимать такие темы с Ромой Нагучевым, с Журавелем, Мининым. Очень люблю за прямоту и одновременно за адекватность Журавеля: он запросто накидает мне колючих слов, если я ошибусь, и в то же время не будет обижаться, если я подчеркну его проблему. Если из свежего, то недавно общались с Мишей Моссаковским - обсуждали, как важно задавать в студиях лаконичные вопросы.

Picture background

Фото: РИА Новости

- Какие у вас есть ритуалы прежде чем сесть за микрофон перед важным матчем?

- Люблю перед эфиром в машине подпевать своей любимой группе Linkin Park - разогреваю связки (и здорово, что этого отвратительного пения никто не слышит). Стараюсь брать с собой на эфир теплый зеленый или имбирный чай. Ну и за 1,5 часа до игры РПЛ стараюсь выйти на поле, поболтать со знакомыми футболистами, тренерами, работниками клубов, чтобы добыть пару интересных деталей. Всегда пригодится.

- Как комментаторы проводят свой досуг на международных турнирах между матчами?

- Давно этих международных матчей не было, вот в чем проблема. Но в целом это обычная туристическая суета. Все зависит от места, в которое приехал. Например, за последние годы уже 5-6 раз был на турнирах в Катаре, в Абу-Даби - и просто наслаждаюсь возможностью спрятаться от нашей зимы в теплом регионе. Европейские командировки редко получались долгосрочными, всегда было достаточно работы, поэтому важным было успеть пробежаться по ключевым туристическим точкам. Хотя были уникальные примеры поездок, допустим, на Олимпиаду в Лондон или на Евро во Францию. И вот там за месяц с небольшим ты становился горожанином. Примерял на себя роль местного. Пользовался местным транспортом, как автобусами и метро в Москве. Интересный по ощущениям опыт.

- Сколько комментатор готовится к большому турниру - чемпионат мира, Олимпиада? И много ли у вас шпаргалок на столе во время матча?

- Очень долго и много готовлюсь. Во-первых, потому что нравится. Увлекательный процесс. Допустим, наткнулся на факт о том, что кипер «Локомотива» Лантратов из поселка Прохоровка - и принялся читать о крупном танковом сражении под Прохоровкой в 1943-м. Или, допустим, на днях читал про сложную детскую историю защитника «Торино» Мазины - он с братом остался без родителей. Ну и меж делом узнаешь про то, как устроена соцопека в Италии. Наткнулся на фразу форварда «Лацио» Булайе Диа о том, что у него не было футбольных кумиров, потому что попросту не было телевизора. Хоп, и что-то интересное прочитал про родной для него Сенегал. И так понемногу, если не для эфира, то для себя. Составляю по каждой команде профайл: там результаты команды, актуальные новости, поверхностная статистика, статистика поглубже и данные по каждому игрок - позиция, возраст, национальность, родной город, рабочая нога, рост, интересные факты из биографии, персональная статистика и т. д. Я знаю, что из этого профайла мне от силы пригодятся 5-10% приготовленного. Но часть пригодится и для следующих эфиров, к тому же мне всегда будет что рассказать, если в игре будет много пауз. Не забывайте, что игра в футбол длится не 90, а в среднем 55 минут. Остальное - паузы. И все же важно не забывать вот что: шпаргалки шпаргалками, но в фокусе должна быть сама игра, ее эпизоды.

- Вы известны как комментатор футбола. Но вы также любите комментировать и дзюдо.  Какие были необычные виды спорта, которые вам доводилось отработать?

- Больше 20 разных видов спорта. Например, буллрайдинг - это типа родео, тестостероновый вид спорта из США и Бразилии. Надо на быке продержаться, сложнокоординационная штука. С этого начинал свою комментаторскую работу на НТВ-Плюс. Как-то подстраховывал на серфинге. Тамэсивари - разбивание предметов руками, как в боевиках 90-х. Прыжки на лыжах с трамплина комментировал 2 года, в том числе на Олимпиаде в Сочи - изумительный вид спорта для просмотра живьем. Регби-7, велоспорт, серфинг, армрестлинг, сумо, муай-тай, вообще множество разнообразных единоборств, в том числе олимпийских. Один из любимых эпизодов произошёл на Олимпиаде-2012. Комментирую дзюдо, слышу, как на стадионе объявляют знакомую фамилию, но вроде как не российский спортсмен должен выйти. Оп - и вот на татами Дима Герасименко. Парень, с которым много раз пересекались на тренировках, на соревнованиях, даже учились в одном вузе. Оказалось, он перешёл под флаг Сербии. И это удивительное ощущение - начинать комментировать на Олимпиаде в том числе со схваток своего приятеля. Он на Играх как спортсмен, ты - как комментатор. Спорт - лучший драматург. 

- Самый глупый вопрос, который вам поступал от болельщиков или обывателей спорта?

- Не столько глупый, сколько надоевший: за кого вы болеете? За все эти годы устаёшь рассказывать, что по-настоящему переживаю только за сборную России, за сборную Италии, за итальянские клубы в еврокубках. Ну и, естественно, за наши клубы в еврокубках, когда они там выступали. Всё. Остальное - лишь догадки болельщиков, для половины которых ты - болельщик «Лацио», для других - «Наполи». Для одних - фанат «Пари НН», для других - «Спартака». И так каждый раз в зависимости от матча. Доходило даже до совсем смешного. Был матч Евро Испания - Италия, где мы с Костей Геничем как бы играли в пристрастных комментаторов, ведь он всю жизнь комментирует Ла Лагу, а я - Серию А. Мы даже перед игрой предупредили зрителей - мы будем комментировать, болеть за свои сборные и троллить друг друга. И вроде Испания по делу выиграла, народ повеселился, мы выдержали роли до конца. Но открываю комментарии - и там несколько зрителей всерьёз обвиняли меня за «неприкрытое боление за сборную Испании»! Смех. Никогда не перестаёт удивлять эта тема.

- Бывают ли у вас споры с подписчиками в комментариях?

- Регулярно. И это увлекательно. Запомнился случай после финала Евро-24. Вроде бы адекватный, обходящийся без оскорблений подписчик выкатил список претензий, согласно которому «на зарубежном ТВ такого кошмара быть не могло». Заодно предупредил, что он переключил трансляцию - и с 20-й минуты вместо нашего с Геничем репортажа слушал зарубежный. Мол, мы без конца рассказывали истории, не описали схемы команды, не обратили внимание на перестроения, на персональные задачи игроков, на то, как испанцы с англичанами работают без мяча и с ним в ногах. Там было много предъяв. Я поначалу был в замешательстве: неужели мы на эмоциях действительно про все это забыли? Взялся переслушивать и быстро заулыбался: ВСЕ без исключения пункты претензий были неправдой. А-а-абсолютно всё, что хотел слушатель от комментария в первые 20 минут, на самом деле прозвучало. Вообще всё! Я вырезал примеры и закинул 5-минутное видеодоказательство в телеграм-канал с ожиданием реакции подписчика. Он так и не явился, но хоть другие повеселились. Но я долго не мог понять, в чем эффект. Почему тот слушатель вообще все прослушал за всего лишь 20 минут? Пришел к выводу, что пара запоминающихся историй, которые мы успели инкрустировать в эфир за это время, заслонила в памяти все остальное. Согласитесь, история про Кукурелью, который обещал покрасить в красный свои роскошные кудри в случае победы, попросту глубже врезается в память, чем рассуждения о тактике, о схемах, о позициях при стандарте. Вот такой своеобразный эффект Манделы.

Picture background

Фото: «Чемпионат»

- Вы комментировали финал ЧМ в Катаре. Каково это?

- Это подарок, большая удача и одно из главных воспоминаний на всю жизнь. Нам с Ромой Трушечкиным достался один из величайших матчей за всю историю футбола. Ощущение, что это засценарированный суперконтент какой-то глобальной медиаплатформы типа Нетфликса. Хотя, знаете… Почему так мало действительно классных художественных фильмов про футбол? Потому что футбольная реальность как режиссёр ещё круче. Помню, на комментаторских позициях было много звёзд футбола прошлого типа Лизаразю, Йерро, Форлана, Вальдеррамы. Так они все буквально за головы хватались. Комментаторы из разных стран переглядывались - и в глазах у всех читалось что-то вроде «да не может быть, ###!». Аргентинцы умирали и тут же в слезах перерождались - в моменте с запоротым шансом Коло-Муани что-то вроде этого произошло. Страшное и прекрасное варево эмоций. Ну и рад, что отзывы за нашу работу на том финале были скорее позитивные. Хотя матч был настолько крут, что его невозможно было испортить комментарием.

- Как у комментатора появляются великие фразы - на века?

- Это почти всегда импровизация. Или идеально вкрученная заготовка. Но запоминающиеся, культовые или просто известные фразы рождаются благодаря двум важнейшим комментаторским качествам - это реакция и фантазия. Впрочем, они важны во многих творческих профессиях.