Полякова: «В Америке прыжки в воду - массовый вид, у нас лишь в десяти городах»
Поговорили с лучшей прыгуньей в воду нашей республики.
На днях прочитал интересное высказывание своего коллеги Владимира Иванова со Sports.ru о том, что в российском спорте в непопулярных видах остаётся всё меньше непопсовых спортсменов, с которыми можно интересно поговорить. И действительно, поймал себя на мысли, что и в Татарстане это так. Судите сами. Например, в лыжах это Александр Большунов и Вероника Степанова, в биатлоне это Евгений Емерхонов. А вот, например, в прыжках в воду, кроме Никиты Шлейхера, мы нашли ещё и прекрасную Марию Полякову. Попросили её об интервью, и она с удовольствием согласилась.
Ещё перед нашим разговором узнал, что Маша с пяти лет в прыжках в воду — пришла в секцию и влюбилась в этот вид спорта. А ещё девушка закончила в Лос-Анджелесе университет, обучаясь на лингвиста. Далее — слово самой спортсменке:
- Я заканчивала школу и поняла, что хочу продолжать обучение в Америке. Нашла университет, который мне подходил и куда я хотела попасть. Готовилась к экзаменам. Уехала туда, отучилась пять лет.
- Думаю, вы видели недавнее интервью Юлии Ефимовой про условия для плавания в России и США. Вы наверняка были в Штатах и в бассейнах. Расскажите про различия для прыжков в воду.
- В Америке прыжки в воду — это очень массовый вид спорта, потому что развит и университетский спорт. И во многих университетах есть прыжковый бассейн с залами и со всем нужным оборудованием. Если у нас только с десяток городов, где существуют прыжки в воду и бассейны для них, то там их намного больше. И, соответственно, намного больше людей, которые там тренируются. Там много людей, которые на хорошем уровне умеют прыгать, что даёт большую конкуренцию на местных чемпионатах. И там очень сложно попасть в команду.
- В 2019 году вы решили перейти в сборную Республики Татарстан. Почему?
- Я просто для себя поняла, что хотела бы поменять тренера для дальнейших спортивных достижений. Не могу назвать конкретных причин.
- Никита Шлейхер в интервью нам говорил, что за тренировку делает 30 прыжков. А его рекорд — около 100. Какая самая большая цифра была у вас?
- Сложно сказать. Бывают разные тренировочные дни, количество прыжков за две тренировки может и превышать 100 прыжков. Если отрабатывается какая-то база, то можно, действительно, очень много прыжков делать. Если тренируешь произвольную программу, то это невозможно, потому что это очень сложные прыжки. Нужно к каждому очень долго готовиться. В среднем, наверное, у меня тоже около 30 прыжков за такую тренировку. Это варьируется от тренировки к тренировке. В зависимости от того, над чем вы работаете.
- Расскажите о своём тренере.
- Меня тренируют те же специалисты, что и Никиту Шлейхера, — Шлыков Дмитрий Юрьевич и Мяукин Павел Борисович.
Фото: РИА Новости
- Поговорим про Олимпиаду. Смотрели ли парижские Игры и за прыжками в воду на главном старте четырёхлетия?
- Да, смотрела все соревнования.
- За кого-то отдельно болели? Может быть, за китайцев?
- Чего за китайцев болеть, они и так выигрывают. Болела за тех, кого знаю лично.
- За нашими девчонками в теннисе следили?
- Нет, к сожалению, теннис практически не смотрела. Только мужской финал.
- Наверняка была возможность получить нейтральный статус и поехать в Париж. Почему не воспользовались такой возможностью?
- Об этом очень легко говорить со стороны. Но под этим вопросом очень много нюансов. Не каждый просто готов пойти на это. И не то что даже готов — вопрос в желании, возможностях. Очень много составляющих. Я сама не думала делать нейтральный статус.
- То есть вы не обращались к тренеру со словами: «Я хочу нейтральный статус»?
- Это не так просто, как кажется. Это не сказал и получил.
- Вы чемпионка Европы, участница чемпионатов мира в Казани и Будапеште. Скучаете ли по международным стартам сейчас?
- Вначале это была большая перестройка. Ну, точнее, когда год прошёл, так, особо не ощущалось, потому что это всё ещё свежо в голове было. Мы помнили, каково это — ездить на международные соревнования. По истечении двух лет появилась тоска, потому что мы не выезжаем никуда. Сейчас как-то привыкли к новой реальности и нет особых негативных чувств по этому поводу.
- Есть лыжница Вероника Степанова. Она известна своими яркими, порой скандальными высказываниями, которые приковывают интерес к лыжам. Не хотели бы вы стать Степановой от прыжков в воду?
- Каждый делает так, как считает нужным. Честно, мне бы не подошёл такой стиль. Я не очень публичный человек, не люблю много выкладывать чего-то, рассказывать про себя. И уж тем более спорить так на камеру, нет. Мне не подходит (смеётся).
- Мы разговаривали с Ефимом Климовым — президентом Федерации прыжков в воду РТ. И он сказал, что был бы не против такого спортсмена, но только не в таком скандальном виде. Мария, может, подумаете над этим моментом?
- (Смеётся.) Хорошо, я подумаю. Спасибо большое за предложение (улыбается).
- Знаем, что Губерниев комментировал один из этапов по прыжкам в воду в Казани. Хотели бы, чтобы он комментировал ваши соревнования чаще?
- Интересный вопрос. Да, он комментировал как-то чемпионаты мира, потом отошёл от этого. Не знаю, мне главное, чтобы по факту всё комментировали — кто, как выступает.
- Артём Дзюба недавно дал интервью, где довольно жёстко наехал на футбольных комментаторов. Наверняка вы иногда слушаете комментаторов в своём виде спорта, как они вам?
- Раз на раз не приходится. Много разных людей, которые комментируют наши турниры. Я не смотрю все подряд трансляции. В целом, мне кажется, всё хорошо. Конечно, хотелось бы больше безоценочного комментирования. Просто по факту объяснять — как сработал спортсмен, что произошло в прыжке и так далее.
- Вы выступаете на трамплинах — один и три метра. Не хотелось ли когда-то попрыгать с 10-метровой вышки?
- Нет. Мне с самого детства определили, что я буду прыгать трамплин, так я всю карьеру его и прыгала. Был позыв, когда в Америке училась, попробовать, залезть на десятку. Но потом я передумала, потому что подумала: «Не дай бог получу какую-то травму, потому что тело не привыкшее к прыжкам с 10 метров». И решила не рисковать здоровьем.
Фото: РИА Новости
- Олимпийский чемпион Лондона Илья Захаров как-то рассказывал, что на 10-й вышке у него всегда мандраж, даже после 10 000 прыжков. У вас на трёхметровом трамплине тоже он всегда присутствует?
- Конечно. Много раз и ударялись об этот трамплин. Из-за того, что небольшая высота, страх может быть меньше. Но тем не менее мандраж присутствует, когда выполняешь сложные прыжки, особенно в первый раз в сезоне. Это очень страшно всё равно.
- Лучшая арена, где вам доводилось выступать?
- В Казани шикарный бассейн, мне очень нравится. В Будапеште был хороший бассейн, в Токио шикарные условия. Есть хорошие бассейны в этом мире. Но казанский — один из моих любимых.
- Вы как-то выступали в миксте с Ильёй Молчановым. Увидим ли мы когда-то ваш дуэт на трамплине вновь?
- Сомневаюсь, если честно. Мы выступали вместе, потом наша пара распалась. У него сейчас есть другая партнёрша. И я не хочу добавлять четвёртый снаряд к своим выступлениям, это будет сложно для меня физически.
- Через полтора месяца весь мир встретит Новый год. Какое главное желание в спорте загадаете на 2025-й?
- Не могу рассказать, тогда не сбудется (смеётся).
- Какая главная спортивная цель есть в карьере?
- Я считаю, что для каждого спортсмена это чувство самореализации. Понять и почувствовать, что в своей карьере ты сделал всё, что мог.
- Мария Полякова всё сделала в прыжках воду, что хотела, или что-то ещё осталось?
- Сложный вопрос, не знаю (улыбается).
- У вас день рождения 8 мая. А следом День Победы. Какая-то традиция есть?
- Интересный факт, что у Лизы Кузиной 9 мая день рождения. Если мы где-то на сборах или на соревнованиях, то сначала все ребята поздравят меня, а на следующий день то же самое для Лизы. А если дома — здорово, что два дня выходных. Но всё равно эти выходные дни от тренировок тебя не освобождают.
- Как питается Мария Полякова?
- Если честно, особых ограничений я не соблюдаю. Если я чувствую, что нужно чуть-чуть скинуть, я недельку поменьше на ужин поем. Просто стараюсь есть полезную еду — овощи, фрукты, салаты, мясо. Стараюсь избегать фастфудов и какой-то жирной пищи.
- Вы за каким-то видом спорта кроме прыжков в воду следите?
- Да, за водным поло, потому что у меня муж ватерполист. Вместе с ним смотрим игры.
- Пробовали себя в водном поло?
- Пробовала, но у меня ничего не получается (улыбается).
- Когда в семье два спортсмена, как подбадриваете друг друга в моменты неудач?
- Просто поддержка. Иногда надо выговориться. Надо чувствовать человека, сложно сказать, что что-то одно подходит под каждый раз, всегда по-разному.
- Недавно смотрел фильм про Черенкова, где были показаны его ментальные проблемы со здоровьем. Приходилось ли вам в прыжках в воду видеть такие же примеры?
- Нет, таких примеров не знаю. Соревнования — это большая нагрузка на человека. И у кого-то могут быть страхи. Каждый прорабатывает недочёты в этом плане. Но чтобы серьёзные проблемы — ни у кого не видела никогда.
- Мария Полякова через четыре года — кто она?
- Успешная женщина.
- Она с медалью Лос-Анджелеса или нет?
- Не знаю, сложно сказать.
- Если будет возможность получить нейтральный статус и поехать на Олимпиаду, вы воспользуетесь этой возможностью?
- Думаю, нет.
Популярное
Разбираем — у кого все хорошо, а кому еще нужно прибавить.
Родители жалуются на загруженность детей в школах. По их мнению, они тратят много времени на учебу, но эффекта нет.
Первый раз пытались забрать еще летом.
Обменять нельзя оставить. Куда поставите запятую?
Вылетная магистраль получилась самой скоростной в столице Татарстана. Власти обещают отсутствие пробок и аварий, а пешеходы уже оказались отрезаны.