Гэри Бота: «Регби – малая часть нашей жизни, но очень важная»
«Вечерняя Казань» пообщалась с главным тренером «Стрелы – Ак Барса» по линии нападения.
Наша редакция продолжает открывать для вас клубы Казани. На очереди оказалось регби – не самый популярный вид спорта, но завораживающий прежде всего своей атлетичностью, жесткостью и вместе с тем уважением среди игроков друг к другу. Не зря говорят, что регби и американский футбол – это игра хулиганов, в которую играют джентльмены.
Мы побывали в гостях на тренировке команды и пообщались с тренером нападающих «Стрелы – Ак Барса» Гэри Ботой. Гэри уже два года работает в клубе, а до этого успел потренировать на родине, в ЮАР, а также поиграл в Англии и Франции. Более того, в далеком 2007-м Бота стал первым на чемпионате мира со своей сборной.
В нашем интервью Гэри поделился своим взглядом на работу тренера, жизненной философией и историями команды со сборов в ЮАР.
«Наша задача – донести регби до зрителей»
- Давайте начнем с настоящего времени. Как дела у «Стрелы – Ак Барса»?
- «Стрела» – относительно молодая команда, если вы посмотрите на историю клуба. Сейчас мы боремся в полуфиналах Кубка России и лиги (интервью было записано пару недель назад. – «ВК»). Мы команда, которая растет во многих вещах, в том числе и в понимании регби.
- Последний трофей команды — Кубок России прошлого сезона, при этом в чемпионате медалей пока нет. Когда «Стрела» будет готова шагнуть к чемпионству?
- Любая команда хочет выиграть чемпионат, но любое достижение требует времени и огромной работы, особенно от тренерского штаба, административного состава и, разумеется, от игроков. К счастью, наши ребята хорошо растут и уже достигли полуфинала, где мы встретились с серьезным давлением, но так бывает постоянно. Мы уже несколько раз играли на этих стадиях, у нас есть необходимый опыт, чтобы играть и выигрывать на решающих стадиях.
- С вашей точки зрения, что поменялось в «Стреле – Ак Барсе» за год вашей работы?
- Мы стараемся упрощать некоторые вещи в игре, благодаря чему игроки должны быстрее реагировать на ситуации на поле. Конечно, мы можем ускорять процессы нашей работы, но мы должны знать, что игроки, во-первых, поймут наши идеи, во-вторых, смогут выполнить наши требования и совместить это со скоростью. Поэтому сейчас мы даем парням мелкие детали, чтобы чуть позже превратить это во что-то большее.
- Прошлогодний финал состоялся на «ВТБ Арене», домашней арене московского «Динамо»…
- Я понял, о чем ты хочешь спросить. Это классное событие для нас. Регби — только подрастающий спорт в России. Конечно, из-за санкций мы не можем смотреть на большое количество международных турниров, но этот вид спорта растет. И наша задача — донести его до зрителей, сделать смотрибельным. И это отлично, если у тебя есть возможность сделать это на большом стадионе.
Фото: «Стрела – Ак Барс»
- Может, сыграете на «Ак Барс Арене»?
- Было бы классно. Я думаю, это было бы замечательно для нашей команды, для наших игроков, ну и, конечно, для города, чтобы показаться Казани и жителям Татарстана — кто мы и что из себя представляем. Это большой вызов, но для этого мы и играем в регби.
- Может быть, стоит провести в Казани Матч звезд? Чтобы привлечь зрителей?
- Да, было бы классно. Еще круче, если бы мы могли приглашать иностранные команды, как, например, «Барбарианс». Это было бы захватывающее событие. Особенно для Казани, очень спортивного города. Люди здесь любят спорт, поэтому было бы здорово презентовать большие клубы и игроков здесь, чтобы вырасти самим.
«В России – отличная инфраструктура!»
- Какая реакция была у вас, когда вы вышли на поле «ВТБ Арены»? 17 лет назад вы играли на «Стад де Франс».
- Это отличная возможность прежде всего для игроков. Игра на подобных стадионах дает не только опыт технический, как в игре, но и эмоциональный. Мы играли также и в Саранске. И вот что я скажу: в России — отличные стадионы и инфраструктура, которая может позволить делать нереальные вещи. Я держу в голове идею о том, чтобы собрать в Москве или Казани шесть команд для открытия сезона — так делают в Англии (собирают в Лондоне). Это бы помогло вырасти нашей игре в глазах людей, приходили бы дети, влюблялись в игру!
Фото: «Енисей-СТМ»
- Как такая идея может помочь регби?
- Если ты даешь людям возможность посмотреть на эту игру и они ее выбирают — они могут после первого матча остаться. Начать читать о регби, смотреть регби. А если будут участвовать самые топовые команды, привлечь человека гораздо легче. Я верю, что когда-нибудь это станет возможным.
«Игра меня закаляет»
- Давайте пройдемся кратко по вашей карьере. Вы начали играть в регби в Южной Африке...
- Да, все началось во франшизе «Буллс». Как и любой игрок, я понимал, что это хорошая возможность пробиться выше. После пяти-шести лет я отправился в Англию играть за «Харлекуинз». Это было интересно: я открыл для себя новую культуру, новую страну. После чего я вернулся в «Буллс» и через пару лет уехал во Францию — и снова новый язык, новый опыт. И это было для меня главным: нагрузиться новым опытом. Поэтому по завершении карьеры я пошел работать в школу тренером, а в 2015-м начал работать в своем родном «Буллс». Через несколько лет новую возможность мне предоставил мой друг Джей Пи, с которым мы играли на разных уровнях. Конечно, я не мог не согласиться: он сделал себе неплохое имя в качестве игрока. Теперь так же хорош, как и тренер.
- Как вам дался этот переход на новый уровень? Не хочется вновь вернуться в игру?
- Я расту каждый день, потому что и регби растет. Игра закаляет. Ты продолжаешь учиться каждый день, передаешь знания, скопленные за 15 лет, достигаешь каких-то успехов, встречаешь новых игроков и создаешь вместе с ними их потрясающий путь, развивая каждую деталь в них. И в этом — счастье, потому что регби — очень малая часть твоей жизни, но вместе с тем очень важная. Я смотрю на свою работу с этой стороны: ты помогаешь стать лучше своим игрокам.
- Никогда не слышал, чтобы о тренерстве так рассказывали.
- Люди забывают об этом. Мы работаем с людьми, у которых не может быть каждый день все хорошо. Это жизнь. Ответственность тренера в том, чтобы понять, что каждый игрок — особенный, разный. Тут надо понять, что ты можешь сделать, чтобы помочь ему стать лучше, чем он был вчера.
Фото: РК «Локомотив»
- Я слышал ваш русский на поле, а что с французским?
- Да (дальше что-то на французском). Я понимаю чуть-чуть. Сам знаешь, что если долго не практикуешь язык, он начинает у тебя отмирать. Вообще, я многое нашел похожего между французским и русским, поэтому могу иногда их сочетать. Но для меня это не трудно, наоборот, очень нравится. К тому же у нас есть командный переводчик, который может меня учить русскому.
- А где регби лучше, по вашему опыту?
- Я думаю, везде все по-разному. Французское регби — быстрее, техничнее, в Англии — более медленное, структурное. В Южной Африке — микс между силой и скоростью. Игра в каждой из них дает тебе набор характеристик, потом скауты видят твой карьерный путь и могут сказать, что ты за человек.
- Можно ли российскому регби расти в атмосфере закрытости?
- Мне кажется, что нет, к сожалению. Однако мы знаем о количестве стадионов, людей в стране, любящих спорт, поэтому почему нет? Это большая возможность вырастить любовь к регби.
- Чемпионат мира — 2007. Можете вспомнить о нем?
- Да, тот турнир был замечательным. Было здорово провести целых 6 недель в месте с отличной инфраструктурой, классными полями, со страстными болельщиками. Победить на таком форуме — потрясающее достижение.
Фото: favouritemarket
- В той группе вы оставили англичан на втором месте. Насколько они сильны были?
- Да, они очень техничны, сильны. А на чемпионат мира привезли крутых звезд. Наверное, поэтому мы и победили лишь в последние пару секунд. Очень эмоциональная игра была.
«Привлекать детей в наш спорт нужно через родителей»
- И все же как завлекать детей в этот спорт?
- Когда я был во Франции и Англии, я видел работу академий изнутри: у них очень классный подход к образованию системы. Но футбол — это массовый спорт. Дети еще в самом раннем возрасте берут и пинают мяч. Регби — не такое. Российские парни не играют в регби в школе, поэтому нам приходится чуть тяжелее. Главная проблема в родителях: они не видят регби. Они видят футбол, поэтому им, конечно, не может понравиться наш спорт. Посмотрев даже одну трансляцию, они могут заинтересоваться и отдать ребенка в регбийную секцию. В этом все дело. Но это не происходит за один день. Это работа нескольких десятилетий.
- Регби теперь становится популярнее, чем было десять лет назад?
- Да, даже в России лига становится больше. Поэтому динамика положительная. Главное, успевать российскому регби за изменениями игры. Сейчас привлекать людей легче: есть телевизор, интернет и так далее.
- На карте Казани большое количество спортивных команд. Если мы поделим их, регби наверняка окажется в третьей-четвертой группе. Как бороться за зрителя?
- В первую очередь нужно побеждать. Когда они увидят трофеи — они пойдут на стадион. Им станет интересно. Все любят чемпионов, все их поддерживают. Поэтому наша задача — построить хорошую базу для этого.
«Думаю, Радулов смог бы заиграть в регби»
- Вы рассказывали, что на хоккей ходили в прошлом году, как вам?
- Очень понравилось. Обязательно схожу в следующем году. Ребята очень техничные. Вообще, мы посещали другие игры наших команд. Мы хотели зарядиться этой энергией и дать ее нашим командам.
Фото: ХК «Ак Барс»
- У вас появился любимый игрок?
- Нет, я особенно за игроками не смотрел. Хотя капитан у «Ак Барса» отменный. Как его… Радулов? Мне понравилось, что я от него увидел. Он очень эмоциональный, как и регби.
«Мое решение о переезде в Казань – больше эмоциональное»
- Расскажите о своем приглашении в Казань.
- Я тренировал клуб «Буллс». Мы стали чемпионами лиги. В течение дня, пока я был на работе, Джей Пи позвонил, пригласил попить кофе. Это было в декабре. Он сразу предложил поработать в России. Я сразу согласился. Он выстроил отличную систему здесь, поэтому я даже не думал об отказе. Да, моя семья осталась в Африке, там же и моя команда, но для меня очень важен новый опыт, стремление к неизведанному. С того момента мы стали общаться по телефону и видеозвонкам. Мое решение — очень эмоциональное, не скрою, но я решил не упускать возможность открыть для себя новую культуру.
«Мы повезли игроков «Стрелы — Ак Барса» в ЮАР, чтобы дать им вызов»
- Еще интересный момент был со сборами команды в ЮАР зимой прошлого года. Расскажите об идее.
- Нашей задачей было поместить игроков в иную реальность, дать им вызов. В России зимой подолгу не бывает тепла, работать в таких условиях непросто. Джей Пи предложил такую поездку, я поддержал. Да, это было тяжело в организации, но опыт, который получили игроки, потрясающий: сначала перед тобой снег, серость, а потом бум — и 35 градусов с возможностью познакомиться с новым типом регби. Мы можем долго объяснять игрокам, как играют в ЮАР, а они получили возможность увидеть это сами. Поэтому мы решили попробовать это сделать.
- Какие отзывы от игроков были?
- Всем все понравилось. Главная проблема была в том, что не всем хватило солнцезащитного крема. Три дня были красными. А так, эмоций — полный вагон: тренировки, игры, жирафы, слоны.
Фото: rugby.com
- А как с акклиматизацией дела обстояли?
- Да, было дело, но нам удалось это преодолеть, потому что мы заранее знали об этом, смогли подготовить игроков и минимизировать риски. Но это лишь один из вызовов, который мы преодолели.
- Как отреагировали тела игроков на такое резкое изменение?
- Было непросто, но мы этого и хотели: поставить их в неудобное положение, но ребята прошли испытание на ура. Мы даже смогли выиграть Кубок России после этого.
«Мои цели не завязаны на кубках. Важно дать игрокам шанс расти»
- Появились ли любимые места в Казани?
- Да, люблю ходить поесть на озеро Кабан. Помимо этого, открыл для себя кремль, башню на Баумана. Красивые места.
- С чем вы связываете ваше будущее? Может, уйдете на повышение?
- У меня действующий контракт со «Стрелой». Мой приоритет — здесь, но, как и любой тренер, ты всегда думаешь о работе на следующем уровне, но для меня важнее выращивать игроков, отправлять их в европейские лиги. Я хочу помогать им расти. Сейчас мы делаем все для нашего чемпионства — я мечтаю об этом. Знаешь, никто не знает, что будет в будущем, поэтому я нацелен на то, что происходит сейчас. Я хочу, чтобы мои игроки, особенно российские, ехали играть в лучшие чемпионаты. Тогда я буду рад. Чемпионства — это все понятно, но тот факт, что 20 человек, которых ты когда-то тренировал, теперь играют в лучших турнирах по всему земному шару, — вот моя цель.
Популярное
Несмотря на кратное сокращение долгов потребителей энергии перед ее поставщиками в последние несколько лет, силовики все еще называют преступления в сфере ЖКХ проблемными. Разбираемся в причинах.
О локациях, которые следует рассмотреть для покупки квартиры, рассказали в «Ак Барс Дом».
В АО «Туполев», в состав которого входит КАПО имени С.П. Горбунова, где выпускают знаменитые «тушки», произошли изменения в руководстве. Теперь долгожданную машину к импортозамещённому будущему будет вести 75-летний руководитель.
Средняя зарплата в столице Татарстана достигла почти 90 тысяч рублей. Так заявили в исполкоме. Экономический потенциал города растет за «свои» и «чужие» счета.
Во время масштабной «реконструкции» города к саммиту БРИКС жители просили потратить больше средств на модернизацию поликлиник. Особенно их волнует судьба поликлиники на Гладилова, в истории которой есть случай незаконного проникновения.