Интересное
Автор материала:Иван Жуков

Ефим Климов: «Ребята соскучились по международным турнирам»

Поговорили с главным человеком в Федерации прыжков в воду Татарстана.

Ефим Климов: «Ребята соскучились по международным турнирам»

Автор фото: из личного архива Ефима Климова

В Казани пять дней проходил традиционный международный юниорский турнир - Кубок раиса Республики Татарстан по прыжкам в воду. Но здесь принял участие и титулованный Никита Шлейхер. Интервью с ним вы можете почитать тут.

А «Вечерняя Казань» в один из дней увидела на трибунах главного человека в этом виде спорта в республике Ефима Климова и решила расспросить о многом - Шлейхере, необходимости в Губерниеве, Олимпиаде.

Разговор продлился больше 40 минут. Собеседник невероятно интересный. Начали с дел насущных так сказать:  

- Мы прикладываем максимум усилий для освещения нашей деятельности. В республике регулярно проводятся соревнования различного уровня: от региональных турниров до чемпионатов России и международных состязаний. Совместно с нашим медийным партнером мы постоянно рассказываем о проводимых мероприятиях, достижениях спортсменов и работе тренерского штаба, стремясь привлечь к этому виду спорта как можно больше молодежи.

- После Кубка раиса Республики Татарстан какой план у федерации дальше?

-  У нас есть традиционный годовой план мероприятий, который уже практически сформирован. Сезон традиционно открывается юношескими соревнованиями - в ноябре проводится Кубок раиса Республики Татарстан. Сейчас мы определяем даты этапов Кубка и чемпионата России, которые планируем провести в Казани. Что касается стратегических планов, наша главная цель - привлечь как можно больше людей, особенно детей, к прыжкам в воду. Это полностью соответствует национальному проекту по оздоровлению нации. Для реализации этих целей у нас создана превосходная инфраструктура мирового уровня. Безусловно, в других регионах, например, в Екатеринбурге, есть хорошие бассейны, но наши объекты выделяются особенно. Мы продолжаем расширять инфраструктуру, что способствует увеличению числа занимающихся и тренерского состава. Например, один из первых прыжковых бассейнов «Оргсинтез», ранее принадлежавший заводу Казаньоргсинтез, в этом году передается в муниципальную собственность по соглашению с «Сибуром». Спорткомитет города планирует возродить здесь традиции прыжков в воду. Хотя бассейн не полностью соответствует современным требованиям для проведения соревнований российского и международного уровня, он прекрасно подходит для любительских и детских турниров, а также для приема спортсменов из соседних регионов.

- Ещё какие-то планы есть? 

- Важное направление нашей работы - развитие международного сотрудничества. Уже сейчас на Кубке раиса, имеющем международный статус, представлены спортсмены из разных стран, включая Узбекистан и Эквадор. Когда российские соревнования входили в календарь FINA, в них участвовали представители 20-30 стран. Сейчас мы нацелены на развитие спортивных связей в рамках БРИКС. Многие страны-участницы недавнего саммита и Игр БРИКС в Казани высоко оценили нашу спортивную инфраструктуру и организацию соревнований. Совместно с министерством спорта РТ мы провели презентацию наших возможностей и предоставили исчерпывающую информацию о проводимых мероприятиях. В 2025 году планируем усилить взаимодействие со спортивными функционерами стран БРИКС для привлечения их делегаций на наши соревнования.

- Действительно, арена замечательная. Об этом в апреле на чемпионате России по плаванию говорил и Владимир Сальников. Нет ли мысли пригласить самых сильных прыгунов в воду - китайцев - в Казань на сборы?

- Такие планы, безусловно, существуют. Однако их стратегия разрабатывается на десятилетия вперед, и сейчас она нацелена на лидерство во всех видах спорта. Очевидно, что на их решения влияет политическая конъюнктура. Для них главная цель - медали, и отправка сильнейших спортсменов на наши соревнования может быть сопряжена с определенными рисками. Вряд ли они готовы пойти на такой шаг. Тем не менее, генеральные стратегии могут меняться в зависимости от политической обстановки. В следующем году оценим ситуацию в мире и, конечно, направим им приглашение.

Picture background

Фото: министерство спорта РТ

- Я четыре дня на ваших соревнованиях - наблюдаю всего 100-150 человек. Почему так мало?

- В первый день трибуны были заполнены, надо сказать. Традиционно так и бывает. Первый день - он показательный.

- Возможно, это из-за того, что все пришли посмотреть на Никиту Шлейхера?

Важно учитывать, что это традиционно юниорский турнир, который обычно не собирает большого количества болельщиков - публика предпочитает смотреть на именитых спортсменов. В этом году мы впервые экспериментально открыли группу Open, пригласив сильнейших атлетов, что заметно повысило интерес зрителей. Пока это был пробный шаг, так как привлечение профессиональных спортсменов требует серьезных организационных изменений. В следующем году на Кубок раиса мы планируем расширить медийное освещение, организовать больше трансляций и активнее задействовать ресурсы муниципалитета.

- Вы начали турнир одновременно со вторым днём по фигурному катанию...

- Существенные коррективы в график внес саммит БРИКС. За 20 дней до его начала были приостановлены все мероприятия, даже те, что имели полное согласование. Был введен запрет на проведение любых событий до первого ноября. После этой даты мероприятия стали постепенно возобновляться - кто-то начал с первого числа, кто-то - со второго или третьего ноября.

- Не было бы логично поставить соревнования с четверга по воскресенье - и в субботу и воскресенье дать выступить Никите Шлейхеру? И тогда бы народу много было.

- Согласен. Это тоже будем предусматривать.

- Олимпиада в Париже. Не было ли у вас желания, как у главы Федерации прыжков в воду Татарстана, сказать Шлейхеру: «Никит, давай получишь нейтральный статус и поедешь на Олимпийские игры»?

- Ранее Всероссийская федерация прыжков в воду придерживалась позиции о нецелесообразности участия в международных соревнованиях по ряду организационных и политических причин. Однако сейчас, при поддержке нового министра спорта, наблюдается тенденция к возвращению российских спортсменов на Олимпийские игры и мировые первенства. В ходе беседы с Владимиром Валерьевичем Сальниковым, который будет курировать внешнюю политику и международную повестку в новой федерации, выяснилось, что он также поддерживает активное участие наших спортсменов в Олимпиадах и чемпионатах мира.

- Перед Олимпиадой президент России Владимир Путин заявлял, что поехать или не поехать в Париж - это выбор спортсмена. Но при этом многие президенты спортивных федераций запретили своим спортсменам туда ехать. Как это понимать - президент вам говорит «решайте сами», а в итоге всё глушат главы федераций на местах?  

- Существует ряд факторов, дискредитирующих наших спортсменов. Формально им предоставляется возможность участвовать в соревнованиях, однако на практике возникают серьезные препятствия. В частности, принадлежность спортсменов к организациям, находящимся под санкциями, таким как «Динамо», создает существенные ограничения. Это касается не только финансирования, но и решения базовых организационных вопросов. Международные спортивные чиновники, с одной стороны, приглашают российских спортсменов, а с другой – выдвигают множество унизительных требований. Например, в других водных видах многие атлеты не смогли принять участие в соревнованиях из-за связей с организациями, которые находятся под санкциями. От спортсменов требуется подробная отчетность даже об источниках заработной платы. Таким образом, декларируемая открытость сопровождается множеством дискриминационных условий.

- У пловцов сразу свою чёткую позицию против нейтрального статуса выразил двукратный олимпийский чемпион Евгений Рылов. Вы за нейтральный статус или против? И если Шлейхер захочет его получить, что вы ему на это скажете? 

-  Полностью разделяю позицию президента о том, что участие в международных соревнованиях – это личный выбор каждого спортсмена. Если раньше остро стоял вопрос выступления под национальным флагом, то сейчас отношение к этому меняется. Примечательно, что на некоторых соревнованиях, например, недавно во Франции, в трансляциях уже можно было увидеть российский флаг. Очевидно, что антироссийская истерия идет на спад. Полагаю, к моменту полноценного возвращения наших спортсменов на международную арену вопрос использования государственной символики будет решен положительно.

- Что сделаете первым, когда вам позвонят и скажут, что нашим спортсменам можно ехать на международные турниры?    

- Первым делом изучим международный календарь соревнований. Наши спортсмены соскучились по международным турнирам, особенно после просмотра Олимпийских игр. У них накопилось много спортивной энергии и желания проявить себя. Мы поддерживаем их в отличной форме, поэтому я абсолютно уверен – они достойно выступят и займут высшие ступени пьедестала.

- Никита Шлейхер в интервью нам заявил, что попрыгает ещё олимпийский цикл - всё-таки уже 30 лет будет. Как оцените его слова?

- Посмотрим (улыбается). Часто спортсмены не строят такие длинные планы. Для меня, когда Никита говорит, что ещё четыре года будет выступать, это хорошо. Четыре года пройдёт, а там может ещё и пятилетка. Посмотрим (смеётся).

- Никита Шлейхер сказал про нейтральный статус - «А зачем?». Не хочет ехать под ним.

- Для кого-то это действительно связано с патриотизмом. Есть какие-то определённые внутренние установки, которые не позволяют ему поехать выступать. Ведь здесь важно ещё понимание, как к этому относятся коллеги, партнёры, друзья, семья. Множество таких факторов.

Picture background

Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

- Патриотизм - это хорошо. Но есть мечта, ради которой ты каждый день приходишь на тренировку и выполняешь по сто прыжков. Разве не это главное?

- Никита - молодой парень. У него ещё всё впереди. А я уверен, что вся истерия в мировом сообществе закончится раньше. И я уверен, что и Никита где-то на подсознательном уровне понимает - годик ещё подождём и поедем без всяких нейтральных статусов, с нашим флагом на груди.

- Вернёмся к нашим внутренним делам - как происходит взаимодействие вашей федерации с Всероссийской федерацией прыжков в воду?

- У нас выстроены хорошие, тёплые взаимоотношения. Станислав Дружинин стал вице-президентом объединённой федерации, курирующей прыжки в воду. Изменилась организационная структура: президентом стал Дмитрий Мазепин, первым вице-президентом - Владимир Сальников. Бывшие главы и президенты федерации заняли посты вице-президентов, курирующих свои виды. Отношения у нас хорошие, и мы надеемся, что так будет продолжаться. При этом мы ожидаем определённых изменений во взаимоотношениях между региональными и всероссийскими федерациями.

- Какие именно?

- Мы хотели бы выстроить четкие взаимоотношения и регламенты между региональными и всероссийской федерациями, включая систему KPI. Необходимо создать эффективную систему поддержки спортсменов и их финансирования. Сейчас региональные федерации существуют практически автономно, хотя всероссийская федерация, безусловно, оказывает поддержку. Мы заслуживаем дополнительного внимания и преференций, учитывая количество спортсменов, которых мы готовим для сборной, и в целом. Это должно стать одним из ключевых показателей эффективности. Например, мы поставляем в сборную столько же спортсменов, сколько и другой регион, но при этом наш бюджет значительно меньше. А ведь за этим бюджетом стоит огромное количество детей, которых необходимо отправлять на соревнования по всей стране. Важно понимать, что медали завоевываются только в соревновательном процессе. Одних тренировок недостаточно - спортивное мастерство оттачивается именно на соревнованиях. Регионы, способные обеспечить участие своих спортсменов в соревнованиях, должны получать соответствующую поддержку. Мы готовы к выполнению конкретных показателей: определенное количество медалей, КМС, мастеров спорта, членов сборной. Это создаст дополнительную мотивацию.

- В республике в этом году есть тенденция на трансферы. Например, в  лыжах в сборную Татарстана перешли Вероника Степанова и Александр Большунов. Нет ли желания в прыжках в воду пригласить Евгения Кузнецова выступать за нашу сборную?

- Сейчас ситуация такая, что есть желающие переехать в Казань и тут тренироваться. И мы рассматриваем. И делаем всё возможное, чтобы спортсмены переезжали, и другие регионы ревностно не относились к тому, что переезжают прыгуны.

- Речь идёт о ведущих спортсменах?

- По 2025 году пока не буду раскрывать все карты.

- То есть трансферов нам всё-таки ожидать?

- Да. И уже есть - недавно к нам перешла Виктория Просекова.

- И всё-таки, возвращаясь к Евгению Кузнецову - окажется ли он в Татарстане?

- Посмотрим (смеётся).

- Лыжница Вероника Степанова взрывала информационное пространство этим летом и осенью своими высказываниями и спорами с Губерниевым. Хотели, чтобы и в прыжках в воду был такой спортсмен и вызывал интерес к вашему виду спорта?

- Не на таком, конечно, скандальном уровне, но хотим. В 2024 году мы наметили для себя стратегически взаимодействие со СМИ, как выстраивать общение с молодёжью. Сделали новый сайт, привлекли в силу своих возможностей интернет и медиаподдержку. Мы понимаем, что это нужно увязывать в полноценную медиастратегию. И в дальнейшем в бренд-платформу. Без этого никуда. Это нужно для популяризации этого спорта, для привлечения детей заниматься им, для привлечения людей на трибуны. Ведь чем больше болельщиков, тем больше узнаваемость наших спортсменов.

- Хотели бы, чтобы Дмитрий Губерниев взялся не только за лыжи и биатлон, но помог в медиаразвитии и прыжкам в воду Татарстана?

- Мы Дмитрия приглашали, кстати, на один из этапов. И он вот здесь, на комментаторской позиции, комментировал прыжки в воду. И медийные фигуры, конечно, придают интерес и популярности виду спорта. Мы подумаем, как его заинтересовать, чтобы он взял под своё крыло и прыжки в воду.

- Если будет возможность пригласить на соревнования в Казань любого спортсмена, кого бы вы первым пригласили?

- Отдельных персоналий я здесь не выделю. Для меня в приоритете наши ребята. Я вижу, что у Никиты Шлейхера есть все возможности посоревноваться за золотые медали Олимпийских игр. А что касается спортсменов, которые могут сюда приезжать соревноваться - такая практика была. У нас был центр подготовки FINA - другие страны отправляли сюда своих спортсменов для подготовки.

- В 2015 году в Казани проходил чемпионат мира по водным видам спорта. Доживём ли мы до следующего мирового первенства в столице Татарстана?

- Доживём-доживём! Ведь вы знаете как - вопрос же с чемпионатом мира по плаванию на короткой воде поставлен на паузу. Его не отменили, он по-прежнему на паузе. Поэтому, может быть, в какой-то момент всё разблокируется и срок его проведения сдвинется влево. Мы застанем его, это не из разряда фантастики, это реальность нашей жизни.

Picture background

Фото: Мария Полякова

- Кроме Никиты Шлейхера, кто ещё сейчас готов показать себя на Кубке России из татарстанских прыгунов?

- Трамплинистка Мария Полякова. Основные - они вдвоём. Сейчас начну кого-то выделять, не хочется кого-то обидеть. Хочется всех назвать.

- Какая у вас спортивная мечта?

- Чтобы как можно больше детей имели доступность и возможность заниматься водными видами спорта и прыжками в воду. И мы бы хотели, чтобы спортсмены из нашей республики громко заявляли о себе на международных турнирах.

- За что вы любите прыжки в воду?

- Этот вид спорта требует исключительного мастерства. Я как-то разговаривал с нашим олимпийским чемпионом Ильёй Захаровым. Мы поднялись с ним на 10-метровую вышку, и мне Илья говорит: «Поверь мне, я прыгнул 1000 раз. Но каждый раз, когда захожу на десятиметровую вышку, у меня максимальная концентрация и максимальное преодоление». И за это мы тоже любим прыжки в воду.

- Есть какая-то история про Никиту Шлейхера?

- Никита выдающийся спортсмен. Успех в спорте высших достижений складывается из нескольких ключевых факторов: природного таланта, характера, силы воли и невероятной трудоспособности. Это человек, который совмещает в себе эти качества и никогда не останавливается на достигнутом, продолжает работать. Каждый, кто работал с ним, это подтвердит.

- Недавно вышел фильм про Фёдора Черенкова. Там, в частности, описываются ментальные проблемы легендарного футболиста «Спартака». Есть ли такое и у прыгунов и как это выявляете? 

- Это работа, конечно, тренера. В любом виде спорта психология очень важна, но в прыжках в воду она достигает своего апогея. Даже легкое колебание на вышке может нарушить всю программу выступления. Именно поэтому необходима полная гармония всех составляющих успеха.