Девушки-комментаторы: «Отработать, чтобы понравилось маме, сложнее»
Наши героини комментируют спорт в Казани и Москве. О хейте, комплиментах и комментаторских страхах знают не понаслышке. Мы созвонились с ними и узнали все секреты.
Сейчас эпоха показа спортивных трансляций шагнула невероятно далеко. Не нравится тебе картинка или рассуждения на федерально канале — ты можешь с лёгкостью воспользоваться любой видеоплатформой.
Не хочешь смотреть матч КХЛ или этап Кубка мира по лыжным гонкам, а хочешь чего-то более непредсказуемого — пожалуйста, вот тебе первенство ПФО по хоккею или чемпионат Камчатского края по дартсу. Всё невероятно доступно.
И конечно, чтобы удержать твоё внимание на всём протяжении захватывающего соперничества, должен быть комментатор. Он должен быть фактологичен, с юмором и лёгкой самоуверенностью. Критериев много, каждый выбирает свой.
Нередко слышу и читаю в комментариях мысли о том, что девушки не могут быть комментаторами. Но есть и другая сторона медали — людям приятно слышать у микрофона женский голос.
И мы, редакция «Вечерней Казани», решили поговорить с девушками у микрофона, которые на своём примере знают, что такое критика и непринятие женского комментария. Да и так совпало, что сегодня День хоккея, а они по большей части его и комментируют. Об этом и не только поговорили с Варей Водзинской из Москвы и Машей Поповой из Казани.
«Страшный сон - оказаться замотанным в смирительную рубашку, где тебя окружают хейтеры, кричат на тебя, негодуют, а ты просто не можешь из этого выбраться»
Сначала звоним Марии — она не только корреспондентка казанского отделения «Матч ТВ», но и комментатор детских хоккейных турниров в Казани.
- Уже в более осознанном возрасте, ближе к концу обучения в вузе, я начала изучать различные стили комментирования, смотрела видео профессиональных комментаторов и анализировала их подходы. Это вдохновило меня на то, чтобы попробовать свои силы в этой сфере.
Но опять же, учёба была для меня всегда на первом месте. В 2022 году я сажусь за написание мегасложного диплома на хоккейную тематику под руководством Галины Анатольевны Кузьменко — мамы Андрея Кузьменко, который сейчас играет в «Кэнакс» («Калгари Флэймз» — клуб из НХЛ. — «ВК»). Итог — отлично и красный диплом в моих руках, как награда за всё то, что я прошла.
- Так ты и поняла, что хочешь быть комментатором?
- Уже после окончания вуза я решила, что хочу делиться своими эмоциями и знаниями с другими, помогать зрителям лучше понимать игру и наслаждаться ею. Теперь я активно развиваюсь в этой области, учусь у лучших и стремлюсь стать профессиональным комментатором. Для меня это не просто работа — это возможность делать то, что я люблю, и делиться своей страстью и видением с другими!
- Расскажи про свой самый первый репортаж.
- Тряслось и горело всё, что могло гореть в тот день, — я про уши и ужасное волнение, которое меня окутывало. Дело было зимой. Это были любители: парни и девчонки, которые играли под вечер. Парни сами меня тогда сильно поддержали, девчонки — бывшие профи-хоккеистки! Махали на разминке и показывали руками сердечки. В общем, болело и переживало за меня порядка 50 человек в тот вечер. Это помогло мне справиться с волнением. Отчизну, в общем, я не подвела тогда. Очень сильно старалась. Девчонки очень удивились, что мне дали выходной для того, чтобы я поработала в прямом эфире, ведь вне льда меня видели очень редко. Я постоянно была заиграна в играющий состав, и команды без меня не видели, а тут дали шанс и не промахнулись.
Но, опять же, тогда я заявила о себе сама, выразила большое желание прокомментировать игры, и меня поддержали!
Пошла на это я тоже сама, знала, что будет тяжело, и назад не оглядывалась.
- Знаю, что ты комментируешь детский хоккей. Был ли опыт в других видах спорта?
- Люблю и понимаю баскетбол. На фиджитал-играх работала баскетбольным комментатором и корреспондентом. Была корреспондентом на гонке дронов (гоночные соревнования FPV-квадрокоптеров небольших размеров на специально оборудованных трассах. — «ВК»). Также я комментирую чемпионат России по женскому футболу. А в прошлом году комментировала скачки на День города Казани — яркий и увлекательный опыт. Моя большая любовь — брать интервью. Я избегаю банальных вопросов и стараюсь задать вопрос так, чтобы игрок рассказал о кухне изнутри.
- Страшный сон хоккейного комментатора.
- Самые плохие сны те, в которых тебе страшно. Самый страшный — оказаться замотанным в смирительную рубашку, где тебя окружают хейтеры, кричат на тебя, негодуют, а ты просто не можешь из этого выбраться. Твой микрофон выключен, и ты ничего не можешь сказать. Хорошо, что подобные сны меня не беспокоят!
«Комментировать — это не книжку читать»
- Нечасто встретишь в комментаторском цехе девушку. Наверняка сталкивалась с косыми взглядами и сомнениями по своей кандидатуре в комментаторской кабине. Расскажи, как справлялась с этим?
- Хейт всегда был, есть и будет, независимо от того, какого уровня ты комментатор. От этого никуда не убежишь. Сейчас его становится намного меньше. Отношусь к этому спокойно. Если конструктивно — прислушаюсь и поблагодарю. Я постепенно набиваю руку и становлюсь лучше из репортажа в репортаж. Люди это, естественно, слышат и понимают, и почвы для как такового хейта нет! Меня приглашают на большие проекты, начиная от Игр будущего, Игр БРИКС, заканчивая Гонкой героев, где я одновременно комментирую гонку, работаю ведущей и общаюсь с участниками, где в общем и целом я получаю огромное удовольствие и опыт.
- Насколько, по-твоему, комментатор должен быть эмоционален? Может ли он высказывать субъективное мнение?
- Однозначно. Особенно на детском хоккее. Комментировать — это не книжку читать. Если профессиональный уровень особо не позволяет выражать яркие эмоции, то и одновременно безразлично тоже не прокомментируешь. Здесь нужен баланс! Все мы ищем золотую середину. Без выражения своей позиции особо не поработаешь. Не нужно этого бояться. На федеральном телевидении так и работают: высказывают свою позицию открыто, не боясь критики. Ведь ты у микрофона, а не кто-то другой, и все от тебя ждут своего мнения, своего ответа по ходу репортажа, в том числе подтверждения своих мыслей.
- Бывало ли, когда после определённых событий работалось эмоционально тяжело?
- Есть такие дни, когда едешь на работу и понимаешь, что понятных слов в твоем арсенале не так много. Трагедия в Крокусе — это был как раз тот случай, когда работать было невыносимо тяжело.
- Давай сменим тему. Тебе комфортно комментировать одной?
- Поначалу было, конечно, трудновато комментировать одной. Я ждала в голове какой-то поддержки, подсказки от коллег, но потом для себя поняла, что это не выход. Нужно стараться вести репортаж от начала и до конца. Проще сейчас работать одной, конечно, но вместе всегда веселее. Главное — в начале эфира договориться о том, что нужно слушать друг друга и не перебивать. В чем-то даже не гасить. Если общий язык с партнёром по эфиру находишь, то потом легко.
- Какой самый жёсткий комментарий прилетал после матча по твоей работе?
- Скорее что-то из разряда сексизма. Сейчас уже не вспомню. Порой поражаюсь, как у людей, незнакомых, поворачивается язык писать некрасивые слова в адрес абсолютно неизвестного человека. Бывает, что потом этих людей встречаешь в жизни — они мило улыбаются, амнезией окутанные, ещё просят сфотографироваться.
- В Казани очень популярно «Ак Барс шоу». Его ведет Илья Тагиров. С ним всегда в паре работает девушка-ведущая. В разные времена это были Зухра Уразбахтина, Камиля Харисова, Маргарита Юргенсон. Зачастую для них это шоу — определённый трамплин на «Матч ТВ». Все они в итоге оказались на федеральном телеке. Что ты об этом думаешь?
- Шоу действительно «вжилось» в спортивную культуру Казани и стало достаточно популярным проектом, который помогает молодым ведущим заявить о себе! Я считаю, что это подчёркивает важность локального контента и его влияния на развитие медийных личностей. Но отмечу, что не всем ведущим в итоге удалось уехать в Москву. Казань сегодня как задаёт вектор развития в спортивном плане для ведущих, корреспондентов, так и является отличной базой для создания безусловно востребованных кадров для федеральных каналов. Немудрено, ведь Республика Татарстан за последние шесть лет трижды признавалась самым спортивным регионом страны.
- Часто девушки-ведущие не обладали достаточными знаниями в области хоккея. И при этом допускали ошибки в словах. По-твоему, это допустимо?
- Допустимо! Шоу на то и шоу, создано оно для развлекательных целей. Ошибаться можно, врать нельзя. Болельщики приходят на хоккей, зрители включают телевизор с целью получения удовольствия и расслабления, и зачастую и те и другие понимают, что приглашённый эксперт не выдаст стопроцентную базу с эффектом «вау» по конкретному эпизоду. Главное, чтобы шоу было ярким, познавательным и развлекательным. Ну и без аналитики, конечно, не обойтись. Девушкам-ведущим важно искренне погружаться в суть программы и стремиться к развитию, а не использовать работу для поиска партнёра.
- Женщина-ведущая в глазах мужчин-зрителей — лишь красивая картинка, которой желательно не открывать рот. Что ты об этом думаешь?
- Такое время! Это утверждение отражает стереотипы, которые существовали и существуют в обществе! Болельщикам и зрителям важно помнить, что оценка ведущего должна основываться на его/её профессиональных качествах. Работодатели в последнее время всё чаще ориентируются на количество подписчиков в соцсетях, медийность при выборе сотрудников, игнорируя их опыт и знания в профессии. Это может вызывать недовольство у зрителей, которые не хотят видеть спорт только как развлечение. Отсюда и возникающие вопросы о компетентности и многие другие.
«Бывало такое, что перед матчем приходилось креститься»
- Как относишься к хейту?
- Если мы говорим о неконструктивном хейте, который не несёт в себе никакой смысловой нагрузки, то порой даже не обращаю на него внимания, не смотрю, и вместо прочтения негатива стараюсь работать над собой и не питать себя негативными эмоциями чужих людей. Это всё делается и пишется от безделья и из-за переизбытка свободного времени. Ну напишешь ты какую-то гадость — что от этого изменится? Ровным счётом ничего. Просто людям порой некуда выгрузить свою негативную энергию, поэтому они срываются на комментаторе. Это плохо. Что касается конструктивной критики, пожеланий с доброжелательным посылом, то абсолютно открыто выслушиваю и благодарю, порой в прямом эфире, родителей, которые действительно подсказывают и помогают.
Отмечу, что сейчас критики практически нет.
- За работой кого из знаменитых комментаторов наблюдаешь больше всего?
- Я регулярно слушаю эфиры «Матч ТВ», «КХЛ ТВ» и подчёркиваю для себя интересные речевые обороты, мысли, понимание. Там работают профессионалы. Нравится, как работает Володя Гучек — он прямо топ. Артем Батрак — коротко, непринуждённо, выжимка по делу без воды. Нравится необычный стиль репортажа Казанского. Васятин — большой трудяга. Интересно ведёт эфир, не забывает про статистику и исторические сноски. Плюс ко всему мне нравится, как там работают в паре: никто не забирает эфир, каждый говорит в меру, не перебивает и не пытается вылезти за счёт партнёра по эфиру.
- Говорят, девушка на корабле — это к беде. А девушка на комментаторской позиции?
- Суеверия о девушках на корабле действительно имеют долгую историю, но в современном контексте можно сказать, что девушка на комментаторской позиции - это скорее позитивный знак! Женщины в комментаторских ролях могут приносить свежий взгляд и разнообразие в спортивные трансляции и другие мероприятия. Это может означать прогресс в равенстве и инклюзивности в медиа. Так что если девушка комментирует — это скорее к удаче и интересному контенту.
- Какие у тебя есть ритуалы, прежде чем сесть за микрофон перед матчем?
- Бывало, что креститься перед матчем приходилось.
- Несколько лет комментаторы мучились с произношением фамилии футболиста Тоби Алдервейрелда. Сейчас в махачкалинском «Динамо» играет иранец Мохаммаджавад Рамезан Хоссейннеджадмахаленколай. Фамилии каких игроков давались тебе сложнее всего?
- Раньше испытывала некоторые сложности с произношением фамилий ребят из детских команд казахстанского «Барыса». Знаю, что всегда можно подойти к тренеру перед игрой и уточнить, как можно длинную и сложную фамилию игрока сократить без ошибок, так, чтобы было понятно, что он — это действительно он.
На Играх БРИКС летом играли и бразильцы, иранцы, туркмены, зимой китайцы, японцы — фамилии этих игроков тоже заслуживали отдельного внимания, и права на ошибку тогда у меня не было: трансляция шла на весь мир! За три дня футбольное двоеборье посмотрело более миллиона человек! Эта дисциплина стала самой просматриваемой на Играх!
А теперь телефонный провод переносит нас за 823 километра от столицы Татарстана — в столицу России. Там уже ждёт нашего звонка спортивный комментатор Варвара Водзинская.
- Я давно хотела быть связана со спортом, сама бывшая спортсменка. После опыта работы в политике и социальной сфере я поняла, что мне интересно быть спортивным журналистом. За этим я приехала в Москву. Отучилась в Матч!Академии — придя сюда, попробовала себя в роли комментатора и поняла, что нравится. Хотя раньше такого опыта у меня не было. Люблю спорт за отсутствие сценария. Здесь в живом репортаже получается раскрыться самой и раскрыть событие.
- Вспомни про свой первый репортаж.
- Это был матч летней лиги UBA, баскетбол. Работала в паре с Дмитрием Матеранским. На удивление, совсем не было волнения. Наверное, так давно ждала, чтобы комментировать свой любимый вид спорта для людей, что волнения не было совсем. Было только желание показать себя и интересней рассказать об игре. В этом плане Дима очень помог, поддержал. И, на мой взгляд, получилось удачно. До сих пор считаю, что это одна из лучших моих работ.
- Если ли фамилии игроков, которые не можешь выговорить?
- Не было особых сложностей с тем, чтобы выговорить фамилию игрока. Но иногда у меня случается такое, что за время одного репортажа могу одного человека называть по-разному. Самое такое известное - это Тер Штеген и Тер Стегин. Я знаю, как правильно произнести, но иногда всё равно откуда-то из меня вылезает неправильный вариант. И также с ударениями в фамилиях, в частности французских, бывают сложности. А с произношением не припомню каких-то ошибок.
- Знаю, что ты комментируешь разные виды спорта. Расскажи, какой из них легче для работы, а какой сложнее?
- Для меня легче даётся баскетбол. Это мой родной вид спорта, я сама им занималась. И когда понимаешь игру изнутри, намного проще. Сейчас, когда появились опыт и наработка в других видах спорта, понимаешь, что и за них браться не так страшно. Разве что нужно уходить от технического комментария больше к художественному. Просто рассказать о том, что мы видим на площадке, - это легко, но не всегда нужно зрителю.
- Страшный сон комментатора?
- Ещё пару месяцев назад, я бы сказала, что это перебои со связью. Но сейчас и к ним привыкла, адаптировалась. Поэтому назову болезнь. Когда пропадает голос и страшнее, если это случится во время эфира. У меня такого не было. Но знаю людей, у которых такое происходило. И наверное, это то, чего боюсь я. Учитывая, что я комментировала и по пять матчей в день. У меня есть определённый страх, что на следующий день после этого я проснусь без голоса, а у меня эфир. Стараюсь следить за своим здоровьем, в том числе и за голосом.
«Комментатор должен быть эмоционален, но в меру»
- Нечасто встретишь в комментаторском цехе девушку. Наверняка сталкивалась с косыми взглядами и сомнениями по своей кандидатуре в комментаторской кабине. Расскажи, как справлялась с этим?
- Действительно не часто встретишь девушку-комментатора. Самое интересное, что в среде комментаторов я не сталкивалась ни с каким давлением . Наоборот, когда мужчины видят девушку-комментатора, у них есть определённое удивление. В то же время уважение, когда они понимают, что на одном языке можно разговаривать. И поддержка — где бы я ни работала, всегда говорили: «Готова к хейту?», я отвечала: «Готова». Мне говорят — к тебе его, возможно, будет немного больше. Ну а кого в современном мире не ругают и не критикуют? Мужчинам тоже достаётся. Иногда и пожёстче, чем девушкам. Да, есть пренебрежительное отношение к девушке-комментатору, но оно нивелируется подготовкой и уровнем знаний. Думаю, что на своём начальном этапе я не уступаю мужчинам, которые проделали такой же путь. Считаю, что репортаж от девушки — это что-то эксклюзивное, и в этом смысле у меня есть преимущество.
- В Казани очень популярно «Ак Барс шоу». Его ведет Илья Тагиров. С ним всегда в паре работает девушка-ведущая. В разные времена это были Зухра Уразбахтина, Камиля Харисова, Маргарита Юргенсон. Зачастую для них это шоу — определённый трамплин на «Матч ТВ». Все они в итоге оказались на федеральном телеке. Что ты об этом думаешь?
- Это показатель того, что у «Ак Барс ТВ» хорошая школа. И, видимо, у них хорошие требования к своим ведущим, если сейчас те работают ведущими на федеральном канале. То, что их взяли, — это показатель их профессионализма. Это здорово, сейчас на них приятно смотреть и на «Матч ТВ».
- Часто девушки-ведeщие не обладали достаточными знаниями в области хоккея. И при этом допускали ошибки в словах. По-твоему, это допустимо?
- Ошибки допускают все — и мужчины-ведущие тоже. Не всегда они связаны с отсутствием или недостатком знаний в какой-то области. Здесь сказывается и волнение в кадре, и усталость. Я думаю, что ошибки — это нормально. Это показатель того, что действительно прямой эфир, ничего не записано, настоящая живая речь. И нет никакой в этом подставы, реальные мысли человека.
- Женщина-ведущая в глазах мужчин—зрителей — лишь красивая картинка, которой желательно не открывать рот. Что ты об этом думаешь?
- Я думаю, это не только красивая картинка, но и профессиональная работа. Большое количество ведущих разбираются в том, что говорят. Некоторые из них могут и мужчинам в плане знаний составить конкуренцию. Времена, когда ведущие были просто дикторами, ушли. Сейчас если ты не знаешь, то ты не сможешь быть ведущей. Я считаю, что девушки в кадре — профессионалы, и я не согласна с тем, что им лучше не открывать рот. Собственно, и как девушки за кадром — комментаторы, корреспонденты. Просто так на телевидение не попадают.
- Насколько, по-твоему, комментатор должен быть эмоционален? Может ли он высказывать субъективное мнение?
- Комментатор должен быть эмоционален, но в меру. Потому что так можно съехать в откровенную поддержку какой-либо команды, особенно когда комментируешь любимый клуб или сборную. Комментатор может высказывать своё мнение, но с оговоркой, что это именно его мысли, а не достоверный факт. Все мы за свободу высказывания мнений. Но ставить своим мнением на чём-то крест и давать категоричную оценку, по мне, неправильно.
- Тебе комфортно комментировать одной? И есть ли желание комментировать в паре?
- Мои первые репортажи были в паре, и мне было абсолютно комфортно. Главное — до начала матча обговорить всё со своим коллегой, понять, у кого какие роли. Я стараюсь послушать человека, с которым мне предстоит работать, чтобы понять его стиль. Есть определённый момент с поддержкой темпа — я могу скатиться в плавные рассуждения, и динамичность партнёра поможет оттуда выбраться. И наоборот, важно не затянуть в эту меланхоличность своего коллегу. В парной работе мне, определённо, комфортно. Не могу сказать, где мне комфортнее — одной или в паре. В паре работала только на баскетболе — было бы интересно попробовать и футбольный репортаж с кем-то. Пока такой возможности у меня не было.
- Самый жёсткий комментарий после матча?
- Я не сильно подвержена влиянию этих комментариев. В какой-то степени не сильно к ним отношусь, для меня они могут быть не жёсткими. Да, мне прилетало по типу: «А можно ли сменить комментатора?» Нет комментатора, который бы нравился абсолютно всем, я спокойно отношусь к таким комментариям.
«Самый крутой респект — люди хотят возвращаться на мои репортажи»
- Кто из именитых коллег и зрителей высказал самый крутой респект?
- Для меня самым крутым респектом является то, что люди хотят возвращаться на мои репортажи. Я не рвусь за топовыми матчами, которые в прайме, на которых и так будет много зрителей. Стремлюсь к тому, чтобы сделать любой репортаж интересным. Чтобы даже самые нестатусные команды получали внимание зрителей. Я не рвусь за праймовым временем, хочу создавать его там, где я.
- Как относишься к хейту?
- Абсолютно нормально. Люди вправе высказывать своё мнение, но только мне решать, на что реагировать и к кому прислушиваться. Меня хейт не задевает, понимаю, что это обычное явление. И уж тем более не меняю свою работу после неконструктивной критики. Да, могут быть замечания по делу, но когда это просто какой-то вброс — лишь бы сказать, то к этому нет серьёзного отношения. И призываю всех вокруг не реагировать на такие эмоции, людям свойственно критиковать.
- Доходило ли дело до угроз?
- Дело до угроз в комментах не доходило. И я надеюсь, что не дойдет.
- Кто твой главный критик?
- Всегда говорю, что это моя мама. Она смотрит все мои репортажи. И если ей понравилось, то это действительно успех. Потому что мама у меня такой очень внимательный и требовательный зритель, особенно к моим работам. Думаю, что сделать так, чтоб понравилось маме, сложнее, чем чтобы понравилось кому-то из коллег.
- Следишь ли за работой коллег по цеху и на чью работу больше обращаешь внимание?
- Да, конечно. Смотрю матчи, слушаю, как работают коллеги. Слежу за подходом к репортажам футбольного комментатора Станислава Минина. Нравится его подход к работе, репортажи. Рада, что именно у него я и училась. В баскетболе не могу назвать одного человека, на которого равняюсь. Но поработав с некоторыми в паре, понимаю — есть что перенять. Не хочется быть вторым кем-то, хочу быть первой собой. Смотришь на моменты, которые можно было бы добавить: как комментатор может пошутить, обыграть любую ситуацию. Восхищаюсь и насмотренностью некоторых комментаторов. За работами смотрю, но не подражаю.
- Говорят, девушка на корабле — это к беде. А девушка на комментаторской позиции?
- Я думаю, что девушка на комментаторской позиции — это к хорошему репортажу.
- Какие у тебя есть ритуалы, прежде чем сесть за микрофон перед матчем?
- Стараюсь не садиться за микрофон голодной. Это значит, что перед матчем нужно поесть. И главный ритуал — это подготовка. Подготовка до того уровня, когда понимаю, что могу рассказать всё и про всех, кто будет на поле. Но есть такой момент — я никогда не чувствую себя полностью готовой. То есть это баланс, который нужно найти — нужно владеть информацией и в то же время сильно не переготовиться. А то начну перенасыщать репортаж, отвлекаясь от того, что происходит на поле. И стараюсь перед матчем выкладывать в телеграм-канале анонсы к матчам — не скажу, что это ритуал, но если я это успеваю сделать, то в спокойном состоянии подхожу к матчу.
Популярное
Разбираем — у кого все хорошо, а кому еще нужно прибавить.
В АО «Туполев», в состав которого входит КАПО имени С.П. Горбунова, где выпускают знаменитые «тушки», произошли изменения в руководстве. Теперь долгожданную машину к импортозамещённому будущему будет вести 75-летний руководитель.
На смену электронным сигаретам и вейпам пришли энергетические ингаляторы. Обычные ингаляторы с эфирными маслами стали популярны за счет хорошего продвижения. Вот только продавцы забыли указать правила их использования.
Первый раз пытались забрать еще летом.
В России ломают голову, как снизить число случаев унижения учеников в школах. Но очередные инциденты с травлей и драками доказывают, что разработанная система не эффективна. Дети стараются не говорить о буллинге, а школа — не видеть.