Футбол
02 September 17:30
Автор материала:Даниил Тугов

Судьбы первопроходцев: как сложилась карьера великих русских вратарей в Европе

Дасаев, Черчесов, Харин и другие герои нашего футбола.

Судьбы первопроходцев: как сложилась карьера великих русских вратарей в Европе

Автор фото: Getty Images

В прошлом нашем материале мы рассказывали о вратарях, которые сейчас продолжают представлять Россию в Европе.

Безусловно, наша вратарская школа радовала и в более ранние годы, и уже успехов на мировой арене голкиперы достигали.

Сегодня мы окунемся в историю и вспомним наших славных голкиперов, которые творили историю в 1990-х и начале 2000-х. Тем более повод сегодня весомый, чтобы поговорить об этих замечательных футболистах.

Дасаев прорубил окно в Европу

В 1988 году культовый голкипер Ринат Дасаев был признан лучшим голкипером мира по результатам опроса Международной федерации футбольной истории и статистики. Осенью того же года он покинул «Спартак» и перебрался в Испанию, подписав контракт с «Севильей».

Как признавался сам голкипер, он мог оказаться даже в «Реале» или «Манчестере», но выбрал тот клуб, который предложил самую круглую сумму.

- «Реал» Мадрид хотел меня взять за миллион, было ещё предложение от «Манчестер Юнайтед». Я мог выбрать и другой клуб. Но тут только вопрос в деньгах. «Севилья» дала больше денег, и, соответственно, я тоже получил больше всех денег (за игрока заплатили 2 миллиона долларов. - «ВК»). В то время не имело значения, куда переходить. На Запад уезжали исключительно для того, чтобы заработать, и совершенно по барабану, «Реал» это будет или ещё какой-либо клуб, - рассказывал Дасаев в интервью «Советскому спорту».

Несмотря на все трудности с получением зарплаты и остальными подводными камнями, голкипер стал по-настоящему богат и смог позволить себе открыть целый магазин.

Автор фото: Getty Images

В первом матче вратарь сборной СССР играл против «Реала». Поединок завершился со счетом 1:1. С «Сарагосой» впервые отстоял «на ноль», но и футболисты «Севильи» не забили. Несмотря на огромную любовь болельщиков, самому Дасаеву было тяжело вдали от родины.

- Там я словно в вакууме оказался. Все друзья и знакомые остались в Союзе, языка не знаю, русских в Севилье, кроме меня, не было. Из консульства нашего, расположенного в Мадриде, поначалу тоже никто на связь не выходил. Как-то упомянул об этом в интервью «Огоньку», и вскоре меня вызвали в посольство. Дипломаты принесли извинения, и в дальнейшем мы крепко сдружились. Я нередко гостил у них в Мадриде, а они приезжали ко мне в Севилью, помогали чем могли. Но первое время, повторяю, было безумно тяжело. Давила ответственность. Все ждали от меня чуда и не сомневались, что уж теперь-то с Дасаевым «Севилья» точно станет чемпионом. Но в игре не всё ладилось. В общем, помучившись недели три, решил, что мне лучше вернуться. Завёл разговор на эту тему с президентом «Севильи». На следующий день ко мне домой пришла целая делегация из клуба. Стали уговаривать: «Ринат, не расстраивайся. Потерпи чуть-чуть. Привыкнешь и потом уезжать отсюда не захочешь».

И в клубе оказались правы. Ринат в итоге прожил в Испании десять лет. Только на поле все было не так гладко. В первом сезоне «Севилья» добралась только до девятого места, а Дасаев в 24 матчах пропустил 29 голов. Особенно тяжело было вратарю после того, как он умудрился забросить мяч в свои ворота.

- Мне казалось, что крепко держу мяч в руках, как вдруг он выскользнул… Я тут же понял, что забросил его в свои ворота, и застыл на месте. Казалось, на меня падает небо. В ту ночь не мог заснуть - никогда не переживал так из-за пропущенного гола. Это было моральной пыткой.

На свой пик голкипер так и не вышел, и максимум помог «Севилье» попасть в Кубок УЕФА. Даже в сборной на чемпионате мира 1990 года уже не стали делать ставку на Дасаева. В итоге когда-то лучший вратарь мира столкнулся с огромными проблемами не только в футболе, но и в личной жизни. Правда, это не совсем уже будет по теме, и тут все же ощущение, что все было к лучшему. Сейчас голкипер удовлетворен своей судьбой.

Дмитрий Харин так и не покинул Англию

В 1992 году представители футбольного клуба «Челси» заплатили 400 тысяч фунтов стерлингов за голкипера ЦСКА Дмитрия Харина.

Победитель Олимпиады в Сеуле перед трансфером в Англию восстанавливался почти год, но смог доказать, что трудности его только лишний раз закалили.

В итоге вратарь смог завоевать место в стартовом составе и стал на регулярной основе играть за «синих». Харин даже принял участие в финале Кубка Англии 1994 года, но в той игре футболисты «Манчестера» забили четыре безответных мяча.

Голкипер, скорее всего, так бы и оставался первым номером, но в сезоне 1996/1997 у него случился разрыв крестообразных связок. В игре против «Шеффилда» Харин сыграл на выходе, но неудачно приземлился, из-за чего не смог продолжить матч. Зато даже находясь в системе клуба, вратарь помогал более молодым партнерам. Так о влиянии голкипера на себя рассказывал легендарный капитан «Челси» Джон Терри, которому тогда было всего лишь 17 лет.

Автор фото: Getty Images

Вернувшись после травмы, вратарю было сложно снова оказаться на своем пике, да и тренерский штаб уже стал делать ставку на других игроков. В какой-то мере Дмитрий стал смотреть на все более философски, понимая, что тренеру необходим результат, но все же решил еще попробовать свои силы. Так как в «Челси» уже не было смысла сидеть и ждать, Харин перебрался в «Селтик».

Статистика Дмитрия в АПЛ: 118 матчей, 145 пропущенных мячей и 38 игр «на ноль». Стоит отметить, что в Лондоне он успел выиграть четыре титула.

В Шотландии голкипер не смог найти общий язык с главным тренером команды и в итоге вышел только в восьми матчах. Правда, в «Селтике» хватило и небольшого отрезка, чтобы взять чемпионат и Кубок. После этого Харин вернулся в Англию и поиграл в команде восьмого дивизиона, после стал заниматься тренерской деятельностью. Сейчас голкипер продолжает жить недалеко от Лондона и, как признавался сам в редких интервью, он абсолютно счастлив.

Космический именинник

Сегодня 61 год исполнилось бывшему тренеру сборной России и наставнику «Ахмата» Станиславу Черчесову. Мы присоединяемся к поздравлениям известного специалиста. Безусловно, такая дата - это повод вспомнить о вратарском пути Черчесова, который также оставил свой след в Европе.

В 1993 году вратарь перебрался в Германию и подписал контракт с «Динамо» Дрезден. Если прошлые наши герои мечтали в своих клубах о больших победах, то перед Станиславом стояла задача оставить команду в элите.

Старт получился для команды и самого Черчесова очень тяжелым. Он пропустил три мяча в первом же матче с лейпцигским «Локомотивом», затем четыре и пять от «Боруссии» и «Баварии». После такого тренерский штаб стал делать ставку на другого голкипера, но все же вратарь сборной России вернул себе место в основе.

Автор фото: Getty Images

Возвращение получилось триумфальным. Черчесов не только помог остаться команде в Бундеслиге, но еще был признан болельщиками лучшим игроком сезона. Правда, в следующем сезоне уже даже голкипер не смог спасти «Динамо» от вылета. Вратарь думал остаться в команде и помочь вернуться в элиту, но из-за финансовых проблем клуб из Дрездена отправился в региональную лигу, и тут уже Станислав вернулся в «Спартак».

Правда, возвращение домой было недолгим, и Станислав быстро вернулся в Европу. Он подписал контракт с «Тиролем» и выступал в команде на протяжении шести лет.

Португальское турне Овчинникова

В 1997 году Сергей Овчинников перешёл в лиссабонскую «Бенфику» за полтора миллиона долларов. Изначально он был вторым вратарём, а первым номером был опытный бельгиец Мишель Прюдомме. Тренер не особо спешил давать Овчинникову шансов, так как доверял бельгийцу, которому на тот момент было 38 лет. Овчинников рассматривался как будущая потенциальная замена.

В сезоне 1998/1999 казалось, что наступил переломный момент: команда одержала 12 побед подряд. Но после очень обидного и неожиданного поражения в кубке на Овчинникове вдруг решили поставить крест. Несмотря на то, что в конце того сезона Мишель Прюдомме всё-таки завершил карьеру, делать ставку на Овчинникова всё равно никто не стал.

В команду пришёл новый тренер, Йуп Хайнкес, и он привёл с собой двух молодых вратарей. В итоге за два с половиной миллиона долларов Овчинников перешёл в клуб «Алверка». Там он стал первым номером, и пресса признавала его одним из лучших футболистов на своей позиции. Однако команда заняла лишь одиннадцатое место, и было ясно, что для прогресса Овчинникову нужно было выбираться куда-то дальше.

Его пригласили в «Порту», подписав контракт на целых четыре года. Там ему предстояло выиграть конкуренцию у Витора Баии, на которого делал ставку тренер Фернанду Сантуш. Баия получил очень серьёзную травму, и в итоге Сергей стал автоматически первым номером. В «Порту» он провёл ряд ярких матчей, выиграл с командой Кубок Португалии, а также Суперкубок.

Автор фото: Getty Images

После смены тренера на Октавио Машаду Овчинников продолжал оставаться основным вратарём и даже дебютировал в Лиге чемпионов. К сожалению, всё закончилось довольно грустно: во время тренировки Сергей получил травму колена. После этого начали появляться странные внефутбольные слухи о том, что от футболиста хотят избавиться. В конечном счёте так и произошло.

Овчинников не остался в Европе и перебрался в столичный «Локомотив», где продолжил писать не менее яркую историю.

Нигматуллин не нашел свой счастливый билет

Ещё один вратарь, чьё имя связано с «Локомотивом» (хотя он пришёл в клуб железнодорожников уже после ухода Овчинникова), - это Руслан Нигматуллин. Его переход в итальянскую «Верону» состоялся в тот момент, когда он обладал очень серьёзным статусом: многие считали его не только лучшим вратарём России, но и, пожалуй, сильнейшим голкипером Восточной Европы.

Нигматуллин демонстрировал высочайший класс не только в матчах национального чемпионата, но и в еврокубках, где помог «Локомотиву» добиться великолепных результатов - вплоть до полуфинала Кубка УЕФА. Для него скромная «Верона» была не более чем трамплином: Руслан не планировал надолго задерживаться в этом клубе. Его целью было проявить себя в Италии, чтобы в дальнейшем перейти в более именитую команду.

Уроженец Казани вспоминал, как однажды встретился с легендарным Джанлуиджи Буффоном. Тот, по словам Нигматуллина, пожелал ему удачи, отметив, что у русского вратаря «есть абсолютно все качества для того, чтобы выиграть конкуренцию в любом клубе, но не у него в «Ювентусе». Поэтому он не хотел видеть Руслана в Турине.

Автор фото: Getty Images

Разумеется, Буффон не желал такой судьбы своему потенциальному конкуренту, однако дальнейшие события сложились для него крайне неудачно.

Вместо триумфа судьба приготовила ему тяжёлое испытание. За всё время, проведённое в «Вероне», Нигматуллин провёл на поле всего около 70 минут - и то лишь потому, что основной вратарь команды получил травму. Ирония заключалась в том, что карьера Руслана в Италии, начавшаяся с больших надежд, на практике обернулась полным провалом. Спортсмен, ехавший покорять Европу с мечтой о высоких достижениях, в итоге остался ни с чем.

После этого карьера голкипера стала неуклонно катиться вниз. Он не скрывал, что психологически ему было крайне тяжело пережить произошедшее. В конечном счёте Нигматуллин был вынужден попрощаться с мечтой о европейской карьере.

Позже он ненадолго задержался в «Салернитане», но и этот уровень явно не соответствовал амбициям Руслана. Как показала практика, далеко не каждому талантливому игроку удаётся не только покорить Европу, но и закрепиться в качестве основного вратаря даже в среднем клубе.

Кому-то везёт остаться в памяти болельщиков в качестве героя, а кому-то выпадает участь попасть в списки худших приобретений. К сожалению, для Руслана Нигматуллина сложился именно второй вариант.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей