Фигурное катание
Автор материала:Павел Мельников

Круче трансфера Мбаппе: в фигурке обсуждают переход от Плющенко к Тутберидзе

Самый скандальный трансфер фигурного катания этого лета.

Круче трансфера Мбаппе: в фигурке обсуждают переход от Плющенко к Тутберидзе

Фото: РИА Новости

Фигурное катание во многих вещах — это специфичный вид спорта: индивидуальный характер состязаний формирует вокруг фигуристок и фигуристов личный бренд, который создает не только толпы поклонников, но и настоящие армии, которые сражаются в комментариях и в личных блогах.

Удивляет в фигурке и наличие такого явления, как трансферы. С малых лет закрепилась установка: девочки и мальчики приходят к тренеру — у него и тренируются, потом уходят к кому-то более именитому, и так доходят до мастодонтов типа Плющенко и Тутберидзе. Получается вполне понятная вертикаль. Ситуация становится совсем иной, когда речь идет о горизонтали, когда спортсмены курсируют от одного учителя к другому, что создает не самые красивые истории.

На днях всплыла история с переходом 12-летней фигуристки Арины Парсеговой из стана Плющенко к новому тренеру Тутберидзе. Сторона двукратного чемпиона Олимпийских игр требует с семьи девочки около двух миллионов рублей.

К Плющенко Парсегова пришла от Тутберидзе

Сюжет завязался в апреле 2020-го, в тот самый момент, когда целый ряд фигуристок переехал из «Хрустального» в «ПлющЛэнд». Список потерь — внушительный: Трусова, Косторная, Жилина, тренер Розанов. Вместе с ними переехала и Арина. Тот переход прошел гладко: были написаны милые посты в соцсетях с благодарностями команде.

Арина тренировалась, прогрессировала и делала серьезные шаги в карьере: исполняла тройной аксель на полу, мечтала о десяти Олимпиадах, однако стабильности в результатах не показывала. На крупных соревнованиях чаще пролетала мимо подиума.

Тем временем почти одногодки Базылюк и Костылева развивались еще серьезнее, что не могло не влиять на саму Арину — она терялась на их фоне. В связи с этим в семье Парсеговой решили менять тренера и вновь вернуться в группу Этери.

Арина Парсегова исполнила аксель в 12,5 оборотов

Фото: социальные сети Арины Персеговой

Спустя год выяснилось — академия Плющенко подала в суд на маму Арины (она выступает ответчиком), чтобы взыскать 1,9 миллиона рублей за «отказ от исполнения договора о спортивной подготовке и совершении агентских действий».

Что за договор? А это уже давний способ Плющенко защищать свой актив в виде фигуристок. Академия указывает суммы, затраченные на тренировки детей, а родители заверяли подписью, что ни к кому не уйдут.

«Западный контракт серьезного образца»

Так эту бумагу назвала жена и по совместительству коллега Плющенко Яна Рудковская. Впервые «контракты» всплыли в истории с переходом Алены Косторной. Тут, конечно, черт ногу сломит, но мы попробуем разобраться.

Рудковская в интервью «СЭ» рассказывала, что контракт был подписан не с фигуристкой, а с ее мамой: «контракт западного образца» подразумевал список затрат на спортсменку и возмещение этих затрат в случае ухода ее в другой клуб под чужое крыло.

Этот трансфер вскрыл одну из главных юридических проблем нашего катания.

Трансферы — есть, а базы для этого — нет

В фигурном катании есть контракты (нас убедил в этом пример школы Плющенко), но де-факто они ничего не значат. Тут вернемся к истории с Косторной: не было никаких официальных заявлений, нот, бумаг о том, что сторона Алены выплатила расходы за свои тренировки «Ангелам», при этом ее переход к Тутберидзе состоялся.

В целом если смотреть новости российского фигурного катания, кажется, что чехарда и прыжки по тренерам и дворцам — абсолютная норма в этом виде спорта. При этом незащищенным не остается никто. С одной стороны, «Ангелы» действительно вкладываются в перспективных спортсменок и вполне себе должны требовать оплату своих вложений, с другой стороны — никто этого не обещает. Спортсменки бегают туда-сюда, а вложенные в них средства зачастую не отбивают себя даже учитывая спонсорские и призовые деньги.

Picture background

Фото: РИА Новости

С другой стороны, фигуристки — вполне свободные люди, которые вправе подбирать себе тренеров под личные нужды. Но все упирается в отсутствие ясной системы контрактов. Одни — как «Ангелы», работают на свои деньги, другие — на государственные. Для одних важно, что ушла фигуристка (потеряны финансы, вложенные в нее), для других — больше имиджевая история.

При этом сравнить девочек и мальчиков со спортивными клубами типа ФК «Спартак» или «Рубин» нельзя — это спортивные единицы, которые выступают за свое имя.

Особенно добивает в этой истории одна деталь: скандал разворачивается вокруг 12-летней девочки, которая просто хочет заниматься фигурным катанием. Она на этом не зарабатывает. Для нее — это любимое дело. И превращать эти процессы в такой фарс — странно.

В любом случае, несмотря на количество дрязг федерация фигурного катания и не стремится с этим что-то поделать, оставляя проблему гноиться и расползаться дальше. Контракты «Ангелов», которых у других будто бы не наблюдается, показатель анархичности системы, которая хочет — регулирует себя сама, хочет — лишь отдельные участки, хочет — вообще плюет на все и говорит «разбирайтесь с этим сами».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!